"Узбекистан является для России тем же, чем Мексика для США", - сказала мне профессор российской политики Елизавета Исаева, когда мы гуляли по Арбату.
"США не могут контролировать свою южную границу с Мексикой, точно так же победа исламских радикалов в Узбекистане, в сочетании с чеченской проблемой, создадут неконтролируемую исламскую угрозу для России, - продолжала она. - Как бы американцам понравилось, если бы на мексиканской границе возник новый Че Гевара?"
13 мая правительство президента Узбекистана Ислама Каримова подавило мятеж в северном городе Андижан. Правозащитные организации утверждают, что узбекские спецслужбы в ходе "расправы" убили около 1 тыс. человек, но власти в Ташкенте отвергают эти данные.
Под давлением правозащитных организаций НАТО, Европейский союз, ООН, а раньше всех США призвали провести независимое международное расследование событий в Андижане. Российский министр обороны Сергей Иванов выступил против такого разбирательства, а затем американо-российское соглашение блокировало все призывы к правозащитному расследованию. Администрация Буша, занятая событиями в Афганистане и Ираке, не хочет брать на себя непосильную задачу в Узбекистане.
Но взрывоопасность узбекской ситуации подчеркнули события 3 июня, когда сообщения разведки о готовящемся нападении на израильское и американское посольства в Ташкенте привели к эвакуации почти всех сотрудников.
Каримов, разгневанный возможностью американского вмешательства во внутренние дела Узбекистана, ответил тем, что ограничил использование американцами авиабазы в Карши-Ханабаде, с которой осуществлялась тыловая поддержка военных операций против "Талибана" и "Аль-Каиды" в Афганистане.
Решив не усугублять споры великих держав из-за Узбекистана, США перенесли полеты из Карши-Ханабада в аэропорты соседней Киргизии.
Мусульмане составляют 88% населения Узбекистана, численность которого 26 млн человек, и страну считают питательной средой для исламских террористических группировок. США обнаружили в Узбекистане четыре террористических организации: "Аль-Каиду", Исламское движение Узбекистана, Исламский джихад и Исламское движение восточного Туркестана. К ним можно добавить пятую, "Хизб ут-Тахрир" - Партию освобождения, которая выступает за создание исламского халифата в Ташкенте.
"Америку отделяют от мусульманского мира океаны, а Россия сидит на вулкане, - отметила Исаева. - Россия находится к северу от большей части мусульманского мира, 300 миллионов мусульман - у нас на южной границе".
В Центральной Азии соперничают друг с другом четыре крупных игрока: США, Узбекистан, Россия и Китай. Сегодня Центральная Азия стала полем дипломатической битвы великих держав и вновь вышла на авансцену истории. Это региональное повторение холодной войны.
Дипломатия Вашингтона в Узбекистане противоречива.
С одной стороны, после 11 сентября узбекские власти разрешили США создать военную базу на их территории. Эта база не только играет важную роль в войнах в Афганистане и Ираке, но и позволяет американским силам находиться у границ России и Китая. База в Узбекистане является важным звеном в окружении России и Китая, у американцев есть база и в Киргизии, и не в интересах США перекрывать себе доступ к этим активам.
С другой стороны, Каримов является автократом советского толка и препятствует стремлению Буша к демократизации мира. Но США не могут предпринять активные действия, направленные на свержение клона КГБ, так как его уход может привести к власти правительство исламских фундаменталистов. Поскольку 88% узбеков мусульмане и в стране активно действуют пять радикальных группировок, американские попытки демократизировать эту страну могут привести к появлению антиамериканского радикального правительства у северной границы Афганистана.
Помимо прочего, Вашингтону необходимо избегать возрождения советско-китайского альянса времен холодной войны. Они не должны делать в Узбекистане ничего такого, что могло бы воскресить этот альянс.
Количество возможностей, имеющихся в распоряжении Каримова, резко сократилось в результате волнений в Грузии, на Украине и в Киргизии. Народные восстания в этих постсоветских республиках привели к свержению авторитарных правительств, и Каримов боится, что дрейф влево, отход от его гегемонии в конце концов приведет к его уходу от власти.
Естественно, он дрейфует вправо, к укреплению партнерства с Россией. Общие страхи, масштабы радикального ислама объединяют российского президента Владимира Путина и Каримова. В то время как Путин чувствует угрозу со стороны ислама вдоль всей границы с Центральной Азией и в Чечне, Каримову грозит переворот, устроенный "Аль-Каидой" в Ташкенте.
Российская позиция по отношению к беспорядком в Узбекистане продиктована не только страхом перед исламской экспансией, но и паникой, связанной с американским окружением. Американские военные объекты в Узбекистане и Киргизии делают центр России уязвимым для американских воздушных налетов.
В Центральной Азии разворачивается российская версия Карибского кризиса.
Американо-узбекские договоренности усиливают обеспокоенность России расширением НАТО на восток. Россия не просто потеряла свою империю в Восточной Европе, НАТО двинулось на восток, включив в альянс страны Балтии - Эстонию, Латвию и Литву.
Помимо этого, Украина при президенте Ющенко проявляет заинтересованность во вступлении в Европейский союз и НАТО. Если это произойдет, войска НАТО на украино-российской границе окажутся в 500 милях от Москвы.
Что касается Китая, то его беспокоит не НАТО, а американские базы в Узбекистане и Киргизии. Американские самолеты, развернутые в Центральной Азии, находятся лишь в 1,5 тыс. миль от Пекина, примерно в трех часах полета.
У Китая есть своя проблема радикального ислама. В западной провинции Синцзянь, граничащей с Киргизией, живут уйгуры. Уйгуры говорят на тюркском языке, являются этническими тюрками и исповедуют ислам. Пекин тоже испытывает комплекс Че Гевары, поскольку ему необходимо предотвратить отделение уйгуров от конфуцианского Китая и их объединение с исламской Киргизией.
Исламский сепаратизм и проникновение американцев в Центральную Азию воскрешают советско-китайский альянс времен холодной войны. Советского Союза не существует, Центральная Азия распалась, а призрак единства СССР и Китая восстал из мертвых после 11 сентября.
Общая цель по предотвращению сепаратистского исламского движения побудила Россию и Китай создать Шанхайскую организацию сотрудничества, в которую входят четыре бывших советских республики: Таджикистан, Киргизия, Казахстан и Узбекистан.
Главную роль в ШОС играют Китай и Россия, а задача альянса - развитие сотрудничества в целях укрепления собственной безопасности и ограничения американского влияния в регионе.
Американское телевидение скрывает китайско-российский альянс от общественности. По воле имиджмейкеров освещение празднования 60-летия окончания Второй мировой войны в России представило Буша как борца за демократию. Хотя Россия возражала, Буш выступил в Латвии и Грузии, заявив, что эти страны больше не должны подвергаться оккупации, имея в виду гегемонию России.
Но как только Буш уехал из России, CNN забыл о событии.
"Американцы не увидели эффектной акции, организованной Путиным, - заявила Исаева. - Как только Буш сел в самолет, президент Путин встретился с президентом Китая Ху Цзиньтао".
"Сегодня политика - это театр, - продолжала она. - Когда Путин и Ху обменивались рукопожатиями на экранах телевизоров в Пекине и Москве, это был сигнал, что истинным результатом празднования является китайско-российская дружба".
Исламский фундаментализм создает общность интересов России и Китая в Узбекистане.
После бойни, устроенной в Андижане 13 мая Каримов полетел в Пекин искать союзников. Во время этого визита китайский министр иностранных дел заявил ему, что Пекин "поддерживает усилия властей Узбекистана, борющихся против терроризма, сепаратизма и экстремизма".