Президент Литвы Адамкус требует от участников саммита G8 открытой и честной дискуссии на тему нефтяного и газового обеспечения
- Господин президент, Россия впервые выступает в роли гостеприимного хозяина саммита "большой восьмерки", круглого стола глав ведущих промышленных держав. Каких результатов от встречи вы ожидаете?
- Запад принял Россию в свой клуб, поскольку надеялся, что отношения будут развиваться не только на основе обоюдных интересов, но и на основе общих ценностей и единого понимания демократии. Даже теперь я бы не стал ставить крест на этих надеждах. Саммит G8 - это шанс для России доказать свою надежность как партнера.
- А что для этого требуется?
- Существует совершенно конкретно пробный камень: вопрос об энергетической безопасности. В связи с тем, что Россия непосредственно перед саммитом заявила о повышении цен на газ для Украины, перед странами Балтии в очередной раз встает вопрос: является ли Россия надежным поставщиком энергоресурсов?
- По заявлениям Москвы, речь идет только о поднятии цен до уровня рыночных.
- Я не могу оспаривать это право России. Но остановимся на Литве. Россия заинтересована в покупке литовского нефтеперерабатывающего завода Mazeikiu. Когда мы вступили в переговоры с Польшей, нам намекнули, что могут быть прекращены поставки сырой нефти. Это не имеет ничего общего с рыночными ценами, я называю это политическим шантажом.
- До настоящего времени на саммитах "большой восьмерки" было не принято решать спорные вопросы. Изменится ли что-нибудь в этом году?
- На саммите в Петербурге Россия должна будет предоставить гарантии энергетической безопасности. На эту тему должна быть проведена честная и открытая дискуссия. По моему мнению, было бы даже желательно, если бы главы государств и правительств вели бы открытую дискуссию на эту жизненно важную тему в присутствии представителей СМИ.
- Какие выводы сделала Литва из газовой блокады Украины?
- Мы ищем альтернативу, чтобы целиком и полностью не зависеть только от одного монополиста. Когда сегодня мы говорим об энергии, нефти, газе, мы говорим прежде всего о политической независимости. Тот, кто контролирует твое энергообеспечение, контролирует тебя в политическом смысле. Это важно.
- Вы нашли альтернативу?
- Да. И в первую очередь это сотрудничество с Польшей в нефтепереработке. Мы ищем пути сотрудничества со скандинавскими странами и Турцией. И, наконец, мы укрепляем свои позиции за счет строительства новой атомной электростанции, представляющей собой многообещающую перспективу для всех балтийских государств.
- Вы, как эксперт по окружающей среде, выступаете за строительство АЭС?
- Вы правы, 25 лет я занимался защитой окружающей среды. Я убежден, что атомная энергия является самой чистой. Конечно, существуют проблемы, но эта технология намного лучше, чем использование угля или других грязных энергоносителей. Несомненно, лучше всего были бы гидроэлектростанции, но их строительство в Литве, да и в других странах Балтии невозможно. Использование энергии ветра не представляет собой альтернативы вследствие ее дороговизны.
- А как же безопасность?
- Все помнят о взрыве реактора в Чернобыле. Но сейчас мы живем в другом веке, у нас много опыта и мы владеем новыми технологиями. Атомная энергия безопасна. Она имеет стратегическое значение для нашего экономического развития. И не только мы одни думаем так: в Польше только планируется, а в Финляндии уже ведется строительство АЭС.
- Стало ли это реакцией на строительство российско-германского газопровода, который пройдет по дну Балтийского моря и ветка которого пройдет мимо Литвы?
- Нет. Несмотря на то, что мы, конечно, чувствуем себя обойденными. На эту проблему нельзя просто закрыть глаза. Вы только подумайте о том, что именно там, где должна будет пройти нитка газопровода, после окончания Второй мировой войны были затоплены тысячи тонн боевых отравляющих веществ. Никто не может гарантировать, что ничего не случится. Почему нужно так рисковать, если прокладка газопровода через страны Балтии обошлась бы намного дешевле?
- Чего вы ждете от канцлера Германии Ангелы Меркель, которая пообещала сделать диалог с небольшими странами ЕС более интенсивным?
- Я жду только одного: чтобы еще раз было тщательно проверено, что других альтернатив этому проекту нет.