В то время как Путин готовится к саммиту "большой восьмерки", в Москве состоится альтернативное мероприятие. Уполномоченный правительства Германии по России Андреас Шокенхоф объясняет в интервью Spiegel Online, почему он собирается принять участие во встрече правозащитников и чего он ожидает от правительства Германии
- Господин Шокенхоф, как уполномоченный федерального правительства по России вы отправляетесь на альтернативный саммит "большой восьмерки", который под названием "Другая Россия" проводят на этой неделе в Москве неправительственные организаций (НПО). Это только символическая акция?
- Нет. Мы принимаем участие в этом совершенно осознанно. Во время моего пребывания в Москве я в беседах с депутатами Госдумы и представителями Кремля хочу объяснить, что привело нас на встречу НПО. Важно, чтобы официальная Москва поняла, почему мы считаем, что Россия должна быть заинтересована в независимом, плюралистическом гражданском обществе.
- Ваша коллега по партии, канцлер Ангела Меркель, во время своего последнего визита в Москву встречалась с правозащитниками. Это и есть критерий, который отличает нынешнюю политику в отношении России от той, которую проводил предшественник Меркель, социал-демократ Герхард Шредер?
- Госпожа канцлер демонстрирует, что наша политика в отношении России служит не только экономическим интересам. Мы хотим, чтобы наше партнерство с этой большой страной базировалось на общих ценностях. В данном аспекте права человека и гражданские права являются той красной нитью, которая не всегда играет главную роль в переговорах, однако всегда подразумевается.
- В ноябре в России был принят закон, который затрудняет иностранным организациям оказание финансовой помощи НПО. Будете ли вы обсуждать эту тему?
- Да, я все чаше слышу от НПО жалобы на то, что они находятся под усиленным контролем и все возрастающей опекой. На то, что на основании нового закона они должны заранее оповещать обо всех мероприятиях, допускать представителей государственных контрольных органов на все мероприятия, вести излишне сложную бухгалтерию. Им приходится заполнять неясно и двусмысленно сформулированные отчеты на нескольких сотнях страниц, для чего им просто необходимы соответствующие специалисты. Велика опасность того, что по этой причине они не смогут уделять достаточно времени своей непосредственной деятельности. К тому же власти могут устроить обыски в офисах тех НПО, которые им вздумается проверить.
- Официальная Москва резко реагирует на критику извне. Не сложилось ли у вас впечатления, что понимание позиции правительства Германии попросту отсутствует?
- На переговорах мы всегда подчеркиваем, что в отношении других государств мы выражаем свою озабоченность тем же самым образом, если видим, что там ущемляются права человека. Например, в случае Гуантанамо в отношении американского правительства или в отношении Китая. Мы не ставим своей целью пригвоздить Россию к позорному столбу, наша цель - доходчиво объяснить, что мы видим ее в качестве потенциального партнера, отношения с которым основываются на общих ценностях.
- Однако впечатления, что Россия чтит основополагающие западные ценности - демократию, принципы правового государства и толерантность, - не складывается. Американское правительство в лице заместителя госсекретаря Дика Чейни в мае на конференции в Литве упрекнуло российское правительство в том, что оно не только использует сырьевую политику как средство давления на другие государства, но еще и как неоправданное и неуместное средство для ограничения прав собственных граждан. Не является ли такой однозначный курс более уместным?
- То, где и каким образом высказал свою мысль Чейни, может привести, скорее, к ужесточению позиций. Я считаю, что нам нужно объяснить России, что для ее модернизации и международного статуса, для которых мало одних нефти и газа даже вкупе с правом вето в Совете Безопасности ООН, необходимо сильное и независимое гражданское общество, а не предписанные или созданные сверху объединения.
- Не следует ли опасаться, что ввиду возрастающих ограничений в России развитие гражданского общества в стране пойдет вспять?
- Правозащитники в России, как бы ни были урезаны их возможности, например, в плане доступа к средствам массовой информации, как бы они ни подвергались необоснованному произволу, не раз заверяли меня в том, что деньги в демократию в их стране вкладывать стоит. Не будем забывать, что этот процесс начался только в середине 80-х годов вместе с перестройкой.
- В настоящий момент Россия в свете предстоящего саммита "большой восьмерки" в Санкт-Петербурге озабочена созданием положительного имиджа. Но что будет после саммита?
- Действительно, оппозиционные НПО опасаются, что после саммита "большой восьмерки" против них начнут действовать жестче. И здесь очень важно, чтобы мы поддерживали с ними контакты.
- При Шредере было положено начало ежегодному "Петербургскому диалогу", который правозащитники критикуют, так как до сих пор российская сторона не приглашала на это мероприятие никого из их представителей. Что конкретно может предпринять правительство Германии?
- В переговорах с российской стороной мы будем настаивать на том, чтобы на следующем "Петербургском диалоге", который пройдет в октябре в Дрездене, российское общество получило широкое представительство.
- Российские правозащитники просили Ангелу Меркель воспользоваться своим влиянием и на встрече G8 в 2007 году в Хайлигендамме, где будет председательствовать Германия, обратилась к таким темам, как права человека. Поддержит ли эту просьбу федеральное правительство?
- Правительство Германии занимается подготовкой к председательству страны в ЕС и на саммите "большой восьмерки" - для того и для другого мы готовим соответствующие предложения, связанные с Россией и с правами человека.