Начались работы по созданию шлюзов, которые будут предотвращать затопление города
Венеция, как мы все знаем, зимой постоянно подвергается наводнениям, которые превращают улицы в болото и наносят непоправимый ущерб бесценной архитектуре города.
В прошлом месяце правительство Италии приступило к сооружению гигантской системы шлюзов, которые должны останавливать поступление воды в город. Проект назвали "Мозе" - по-нашему "Моисей" - в честь библейского Моисея, заставившего расступиться Красное море.
Предполагается, что на всех трех протоках Венецианской лагуны будут размещены гигантские полые стальные шлюзы. В обычное время полости шлюзов будут заполнены водой, под тяжестью которой они окажутся на морском дне. Когда уровень воды в море достигнет угрожающей отметки, вода из шлюзов будет выкачиваться, и они будут подниматься на поверхность.
Шлюзы должны сдерживать волны Адриатического моря и отбрасывать их назад. С нормализацией уровня воды полости шлюзов будут вновь наполняться водой, чтобы они опустились под воду.
Стоимость проекта оценивается в 2,5 млрд долларов. Все механизмы "Моисея" рассчитаны на то, что их будут использовать не чаще 5 раз за год.
Обсуждение проекта продолжалось почти 40 лет. В прошлом месяце премьер-министр Италии Сильвио Берлускони поставил подпись под историческим посланием на 10-тонном валуне - части первой плотины.
"Венеция - это гордость Италии, - подчеркивает премьер-министр. - И сохранение нашего наследия, сохранение этого чуда - это приоритет для правительства".
Предполагается, что на строительство "Моисея" уйдет около восьми лет.
"Моисей" - одно из двух сооружений из стали и бетона, которые будут вечными памятниками Берлускони. Второе сооружение - мост, связавший Сицилию с материком через Мессинский пролив.
Некоторые защитники окружающей среды выступают с опасениями, что проект "Моисей" и вообще любые дамбы могут привести к застою воды в городе, нарушив естественный оборот воды и, соответственно, очистку лагуны. К настоящему моменту искусственные методы осадки воды и загрязнение уже спровоцировали исчезновение некоторых видов моллюсков и рыб. Небольшие каналы Венеции источают постоянную вонь гниющих нечистот.
Однако преимущества "Мозе" перекрывают его недостатки, утверждают сторонники проекта. Во время венецианских туманных и штормовых зим, когда поднявшаяся вода устремляется в город, его жителям приходится передвигаться по деревянным платформам, которые на время заменяют пешеходные дорожки. Эти мини-мостики стали такой же эмблемой Венеции, как гондолы, карнавальные маски и люстры из венецианского стекла.
Вода заливает площади и усиливает влажность в старых зданиях, расположенных вдоль каналов. Особенно пагубному влиянию наводнений подвержены две самые низкие точки Венеции - площадь Святого Марка и район изящного моста Риальто.
"У нас нет иной альтернативы, кроме как перекрывать лагуну на зиму", - отмечает мэр города Паоло Коста.
Венеция существует на Земле только благодаря другому инженерному чуду. Она построена на песчаных островах, укрепленных в средние века сваями, вкопанными в грязь и глину дна лагуны. От моря ее защищают крепкие волноотбойные валы. На протяжении веков Венеция зачастую сопротивлялась веяниям технического прогресса. Многие венецианцы выступали против постройки в XIX веке железной дороги, связывающей город с материком, а в XX веке - против постройки лидером Италии времен Второй мировой войны Бенито Муссолини дополнительной дороги на острова.
На протяжении ста лет Венеция была La Serenissima, независимой Венецианской республикой. Это была морская империя, которая получила территории на материке только в последние годы своего существования, завершившегося с захватом Наполеоном архипелага в 1797 году.
Последняя попытка защитить лагуну была предпринята в 1782 году, когда венецианцы построили трехмильную волноотбойную стену, чтобы наводнения не размывали пляжи. Вал построен из огромных каменных блоков, составляющих 15 ярдов в основании, и на его строительство ушло 38 лет.
До завершения проекта "Моисей" еще далеко, и Венеция продолжает предпринимать меры по защите города от разрушительного воздействия воды. Укрепляются волноотбойные стены. В попытке сократить ущерб для фундаментов расположенных вдоль каналов зданий, наносимый волнами от проплывающих лодок, мэр Коста запретил в Венеции частный извоз по воде и ограничил увеселительные катания по воскресеньям.
Деньги на поддержание венецианских дворцов поступают из различных источников, включая правительство, бизнесменов, меценатов и городское казино. Мэр Коста сохраняет чувство юмора. "Венеция всегда будет нуждаться в содержании, - улыбается он. - Мы приглашаем богатых варваров вторгнуться в город и взять его на свое попечение".