Банкротство или национализация российской нефтяной компании, переживающей не лучшие времена, поставили бы под угрозу возможность России повысить нефтедобычу, сказало вчера Международное энергетическое агентство.
Это заявление стало очередным поводом для растущих опасений, что политика Кремля вредит стремительному росту добычи нефти в России. В частности, то, что создание нового экспортного трубопровода зашло в тупик, и налоговый иск в 3,5 млрд долларов против самой большой в стране нефтяной компании.
МЭА сообщило, что объем добычи нефти в России за первые четыре месяца года вырос на впечатляющие 10,2% по сравнению с прошлым годом. В апреле объем добычи нефти превысил девять баррелей в день, впервые с 1991 года.
Тем не менее, МЭА предупреждает, что на долю ЮКОСа приходится пятая часть запланированного на этот год повышения добычи нефти в России. "Очевидно, что банкротство и/или национализация компании, что кажется возможным исходом суда, поставит под угрозу рост общего уровня производства в 2004 году и в будущем".
ЮКОС пытается опротестовать решение суда, обязывающее компанию выплатить налоги и штрафы на сумму 3,5 млрд долларов. К своим акционерам и кредиторам компания обратилась с предупреждением, что из-за утвержденного судом ареста активов ЮКОС может оказаться не в состоянии удовлетворить требование налогового министерства, что, в свою очередь, может привести к банкротству.
Наличие потенциальной угрозы для российских поставщиков нефти подтвердил и Семен Кукес, генеральный директор ЮКОСа, сказавший, что компании придется урезать свой инвестиционный план на сумму 2 млрд долларов, если на судебном слушании на следующей неделе им не удастся добиться отмены налогового требования.
ЮКОСу принадлежала ключевая роль в стремительном возрождении российского нефтяного сектора в последние три года. Это возрождение помогло снизить напряжение в связи с поставками периода хищнической политики квот ОПЕК. По заключению МЭА, экспорт нефти из бывшего Советского Союза вырос с 2001 года на 25%, или на 1,5 млн баррелей в день.
Но даже если России удастся достичь роста нефтедобычи, ей будет нелегко увеличить количество баррелей, экспортируемых на Запад. Ограниченные экспортные возможности трубопроводов, контролируемых транспортной монополией "Транснефть", ограничит рост экспорта в следующем десятилетии.
"Транснефть" заявила в прошлом месяце, что их экспортные линии достигли предела в 4 млн баррелей в день. Государственная монополия хочет увеличить свои мощности в Приморске, прибалтийском экспортном терминале, и обеспечить доставку миллиона баррелей в день из восточной Сибири на тихоокеанское побережье. В это же время ЮКОС занимался продвижением конкурентной экспортной схемы в Китае. ЛУКойл, вторая по величине российская нефтяная компания, занимается проектом создания экспортного терминала в Мурманске.