Предложенный Владимиром Путиным компромисс по вопросу ПРО, возможно, недостаточно серьезен, но это все равно значимый шаг. Предложив договоренность, российский президент улучшил перспективы переговоров на высшем уровне по проблеме, которая разрослась намного масштабнее, чем ее реальная роль, и привела к росту напряженности в отношениях России с Западом.
Предложение о совместном использовании Россией и США радиолокационной установки в Азербайджане - это в некотором роде скорее жест, чем содержательный шаг. За прошедшую неделю Путин совершил классический маневр, благодаря которому оказался в центре всеобщего внимания на саммите "восьмерки". Перед саммитом он нагнетал напряжение, угрожая нацелить ядерные ракеты на Европу. А на самом мероприятии всех успокоил, перейдя на более примирительный тон.
Угроза имела скорее символический, чем реальный смысл: перенацеливание ракет на новые объекты - дело нескольких минут. Но в том же контексте главной чертой его нового предложения является то, что теперь Путин заговорил на языке компромиссов.
Стержнем разногласий являются два подозрения, которые питает Россия (или делает вид, что питает). Одно связано с планами США по размещению ракет-перехватчиков в Польше и радарной установки в Чехии - Россия полагает, будто все это каким-то образом направлено на противодействие сдерживающему ядерному арсеналу России, а не, как настаивают США, является предосторожностью на случай того, что Иран в ближайшем будущем разработает ядерную бомбу. Другое подозрение состоит в том, что уже само присутствие новых американских баз на территории Центральной Европы ущемляет российские интересы.
Хотя Путин также советовал США разместить ракеты-перехватчики в Турции, в Ираке или в море, больше всего его, по-видимому, смущает радар в Чехии, который, по его словам, способен просматривать территорию России до самого Урала. Этим и порождена его идея о совместном использовании радара - по-видимому, чтобы удостовериться, что локаторы указывают на юг, в сторону Ирана, а не на север в сторону Москвы.
США уже вызвались поделиться с Москвой технологиями и информацией. Но вполне возможно, что Вашингтон обнаружит, что база в Азербайджане не покрывает территорию Европы в достаточной мере, а идея отказа от единоличного контроля над базами не вызовет у него большой готовности.
Тем не менее предложение Путина дает затравку для дискуссии. Нелишне помнить, что элементы ПРО в Европе должны быть введены в строй лишь в 2013 году, а возможно, вообще не будут функционировать. Поощрять разговоры о новой холодной войне в этой ситуации абсурдно. Предложение Путина следует приветствовать как шаг к примирению, наряду с решением президента Буша пригласить его в июле в США для обсуждения этого вопроса. Два президента должны достичь взаимопонимания и перейти к другим делам. У мира есть и более серьезные причины для беспокойства.