Жесткие заявления Владимира Путина о шпионах и ракетах, звучавшие на прошлой неделе, привели к тому, что на саммите "большой восьмерки" присутствовало ощущение холодной войны в политике. Но теперь, когда российская экономика оседлала нефтяную волну и переживает бум, когда Россия располагает огромными денежными запасами, когда ширится средний класс, времена планового производства тракторов и очередей за продуктами безвозвратно прошли.
В 1998 году, через 10 лет после расширения "большой семерки" богатейших стран мира, куда вошла и Россия, Москва потрясла весь мир, отказавшись выплачивать огромный внешний долг. Разразившийся экономический кризис ударил по рынкам всего мира.
Многие наблюдатели пришли к выводу, что российский эксперимент с резким переходом к капитализму провалился, и заявили, что стране понадобятся десятки лет, чтобы подняться вновь. И менее чем через 10 лет сырьевой бум во всем мире позволил российской экономике возродиться.
Борьба Москвы за иностранные нефтяные контракты, все более активное стремление щелкнуть по носу своих европейских соседей - все это отчасти стало отражением финансового усиления России.
"Многие сторонние наблюдатели в действительности не понимают, что Путин крайне популярен у себя в стране, ведь он сделал российскую экономику сильнее", - рассказывает Джим О'Нейл, специалист по мировой экономики компании Goldman Sachs. В 2003 году О'Нейл впервые использовал аббревиатуру "БРИК" для обозначения стран с быстро развивающейся экономикой: Бразилии, России, Индии и Китая.
Джон Ломакс, специалист по развивающимся рынкам группы HSBC, признает, что российская экономика стоит на твердом фундаменте. "Сейчас мы ведем себя по отношению к России довольно резко, - говорит он. - На самом деле, пока цены на нефть будут оставаться на нынешнем уровне, у российской экономики будет мощнейшее основание. А политика - лишь следствие экономики".
За счет нефтяных доходов Россия расплатилась с долгами Международному валютному фонду (3 млрд долларов) и выплатила Парижскому клубу кредиторов 15 млрд долларов. Оседлав нефтяную волну, российская экономика развивается здоровыми темпами - 6% в год.
Последовав примеру других богатых нефтью стран, таких как Норвегия, Россия отложила часть своих доходов в "стабилизационный фонд", чтобы обезопасить экономику на случай падения цен на нефть. Общие размеры этого фонда сейчас достигли невероятной цифры - 117 млрд долларов (59 млрд фунтов).
Основными столпами российской экономики по-прежнему остаются нефть и газ - они составляют более половины экспорта. Однако рост доходов от нефти положительно сказался и на других отраслях, куда потянулись инвестиции. Вот как оценивают эту ситуацию в своем недавнем отчете специалисты МВФ: "Частный сектор получил преимущество за счет значительного притока средств, связанного с высокими ценами на нефть. Частный сектор использовал эти средства на закупку современного оборудования и технологий, расширил сферу своей деятельности. Эти перемены отразились и на макроуровне: значительно возросла производительность, реальные доходы и потребление. Таким образом, неожиданный приток нефтяных доходов позволил увеличить производительность и потенциал российской экономики".
Нил Ширинг, аналитик развивающихся рынков компании Capital Economics, напоминает, что дело не только в нефти. "Другие сектора экономики также способствуют реальному росту ВВП - это и сфера обслуживания, и розничная торговля".
В стране разрастается средний класс. Согласно недавнему прогнозу аналитиков Black Rock Merrill Lynch, Россия стоит на пороге потребительского бума. Цены на недвижимость в крупных городах, особенно в Москве, переживают резкий рост.
"На многих морских курортах Европы все больше и больше россиян", - рассказывает О'Нейл. Средний ВВП на душу населения составляет 7 тыс. долларов в год, и по этому показателю россияне в среднем уже превосходят жителей других стран с быстро развивающейся экономикой. По словам О'Нейла, несмотря на растущие опасения в связи с отношением Путина к иностранным инвестициям, поводов для оптимизма множество.
"В целом мне кажется, что англоязычные наблюдатели почти всегда оценивают Россию слишком скептически. Они не понимают одной важной вещи: значительную часть средств люди получают не за счет нефти. Средний класс в России уже сейчас развит лучше, чем в других странах БРИК".
Как бы то ни было, преемнику Путина придется решать долгосрочные экономические проблемы. Важнейшей задачей является привлечение новых зарубежных инвестиций. В настоящий момент население России сокращается. Инновации, замена стареющей инфраструктуры и совершенствование навыков работников - единственный способ поддерживать в дальнейшем здоровые темпы роста, при том что рабочих рук будет становиться все меньше. Вряд ли здесь хорошо скажется враждебность Путина по отношению к иностранным инвесторам.
"Все дело в капитале: России необходимы инвестиции. А каждый раз, когда в дело вмешивается правительство, обстановка в деловом мире становится такой, что иностранные инвесторы предпочитают подумать дважды", - объясняет Ширинг.
После кризиса 1998 года большая часть роста обеспечивается за счет восстановления экономики: безработные находят новые места, остановленные фабрики снова начинают работать. С течением времени эффект восстановления будет снижаться.
Недавно Всемирный банк предупредил, что России лишь предстоит справиться с недостатком профессиональных навыков у работающего населения. По мнению представителей банка, переход к капиталистической экономике - это "болезненное перераспределение трудовых ресурсов между отраслями и родами занятий".
В то же время на огромных просторах России люди до сих пор живут в ужасающей бедности. Добиться того, чтобы хоть часть выгод нынешнего подъема достигла и низов общества, будет трудной задачей.
Экономическое возрождение России за последние десять лет выглядит не так эффектно, как в Китае, где разразился строительный бум, и не как в Индии, где взлет высоких технологий дал резкий толчок к развитию страны. Но за счет значительных нефтяных доходов и того, что потребители готовы тратить деньги, Россия будет и дальше делать громкие заявления в духе холодной войны, стараясь подкрепить свою экономическую мощь.