Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
11 июня 2007 г.

Ирина Скрынник | Tagesspiegel

Борьба за достойное погребение

"Путин - убийца! Путин - террорист! Масхадов не был террористом!" - скандировали в конце прошлой недели на митинге у Бранденбургских ворот около сотни чеченских беженцев, проживающих в Германии. От Москвы они требуют выдать тело Аслана Масхадова его родственникам. Масхадов, избранный чеченцами в 1997 году президентом республики, независимой от России, был убит российскими спецслужбами в начале марта 2005 года в результате спецоперации, которая проводилась на территории мятежной республики. Транспаранты с обвинениями Путина в убийстве полиция не утвердила. Причина: сейчас президент России является гостем канцлера на саммите "большой восьмерки".

Российские законы запрещают выдачу тел экстремистов, погибших во время антитеррористических операций. Однако, согласно одной из версий, Масхадов во избежание мучений был убит своим же племянником, когда дом, где он укрывался вместе со своими соратниками, стали штурмовать спецслужбы. Прокуратура России не приняла во внимание это обстоятельство. Неважно, кто его убил, сказали там. Он находился в розыске по подозрению в подготовке террористического акта в Беслане, суд выдал ордер на его арест. Кроме того, при штурме Масхадов и его телохранители оказали сопротивление. Поэтому родственникам даже не сообщили, где он захоронен. Очевидно, Москва боится, что могила Масхадова может стать местом паломничества его приверженцев.

В Европе преобладает другая точка зрения. "По-человечески родственники имеют право получить тело Масхадова", - говорит председатель немецко-кавказского общества Эккехард Маас. Он не считает Масхадова террористом. Но даже если он неправ, все равно "то, что делает Кремль, негуманно. Даже самые отъявленные террористы вроде Саддама Хусейна или Аугусто Пиночета были похоронены по-человечески". Российские специалисты по Северному Кавказу, например, Михаил Виноградов, директор Центра политической конъюнктуры России, тоже выражают понимание демонстрантов и их требования о достойных похоронах Масхадова.

Михаил Александров, глава Кавказского отделения Института стран СНГ, напротив, видит в Масхадове символ чеченского сопротивления. А то, что его тело не было выдано родственникам, имеет, прежде всего, политические причины, считает он.

Разные оценки Масхадова, существующие в Европе и в России, лишь вершина айсберга в спорах о чеченской политике Москвы, объясняет эксперт Уве Хальбах из Фонда науки и политики. "В Масхадове Запад видел и продолжает видеть скорее представителя чеченского подпольного правительства, которое нельзя огульно рассматривать как террористическое. Кремль противится такой трактовке. Для России все вооруженные чеченские силы - это террористы", - говорит он.

Источник: Tagesspiegel


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru