Улучшение отношения президента к глобальным договорам не затмило воспоминаний о том, как он их отвергал
Похоже, что склонность президента Буша отвергать международные соглашения идет на убыль.
На состоявшемся на прошлой неделе саммите глав ведущих мировых держав Буш согласился изучить предложение российского президента Владимира Путина о совместном строительстве системы обороны от ракетных ударов. Американский президент также поклялся "внимательно рассмотреть" план Германии по сокращению мировых выбросов парниковых газов в два раза к 2050 году.
Правда, хотя в обоих случаях Буш создал предпосылки для перехода на новый уровень международного сотрудничества, его потенциальные союзники держатся настороженно, поскольку известно, как обходилась администрация Буша с международными соглашениями по тем же самым вопросам в прошлом. Их скептицизм также грозит изоляцией США при рассмотрении мировым сообществом других вопросов, которые возглавляют вашингтонскую повестку дня: например, приостановления ядерной программы Ирана и нажима на палестинское правительство, где преобладают члены "Хамаса", с тем, чтобы оно отказалось от насильственных методов и признало Израиль.
Накануне саммита, состоявшегося на прошлой неделе, Путин осудил администрацию Буша за то, что в 2001 году она вышла из договора по ПРО. Тем временем европейцы, с которыми Буш обязуется сотрудничать в области противодействия глобальному потеплению, продолжают негодовать по поводу более раннего решения США отвергнуть Киотский протокол.
В течение последних шести лет зарубежные лидеры в основном помалкивали, когда Вашингтон отвергал подобные договоры. Но в условиях, когда по всему миру усиливаются антиамериканские настроения, Путин и другие больше не держат свои обиды при себе.
"За рубежом кумулятивно накапливается ощущение, что США поворачиваются спиной к одному многостороннему пакту за другим, - говорит Чарльз Капчен, старший научный сотрудник Council on Foreign Relations. - Это означает, что власти зарубежных стран просто-напросто не склонны сотрудничать с США так, как делали это в прошлом. Они говорят: "А почему мы должны вам помогать?"
Среди критиков больше всего выделялся Путин, обвинивший США в том, что они развязывают "очередной виток гонки вооружений", выйдя из заключенного несколько десятков лет назад договора по ПРО, ограничивавшего применение систем противоракетной обороны, которые могут быть использованы для уничтожения ракет с ядерными боеголовками.
Тем временем Германия и Великобритания все настойчивее призывают администрацию Буша принять программу по ограничению выбросов вроде той, которую США отказались выполнять на переговорах о Киотском протоколе.
Киотский протокол ратифицировали 169 государства. На рассмотрение Сената США он не поступил вообще - Буш отложил этот документ в сторону вскоре после того, как в 2001 году вступил в должность. В тот период Буш утверждал, что соблюдение условий договора, согласно которым к 2012 году США должны были снизить выбросы на треть, нанесет серьезный ущерб американской экономике.
Представители администрации оправдывают свои решения, утверждая, что договор по ПРО, заключенный в период холодной войны, не отвечает обстановке в новую эпоху, когда национальной безопасности США угрожают страны-изгои, вооруженные ядерным оружием, - например, Северная Корея.
Подобные позиции продолжают коробить многих иностранных лидеров. Государственные деятели Германии выразили свое раздражение тем, что предложение Белого дома начать переговоры о добровольном сокращении выбросов парниковых газов идет вразрез с главной задачей саммита "восьмерки", сформулированной канцлером Ангелой Меркель, - заключить соглашение под эгидой ООН об установлении обязательных ограничений выбросов.
Премьер-министр Великобритании Тони Блэр заявил, что США в конечном итоге потребуются обязательные ограничения выбросов, а не добровольные, которые предлагает Буш.
В заявлении, распространенном на прошедшем саммите, сказано, что лидеры мировых держав договорились добиваться значительного сокращения выбросов парниковых газов. Однако конкретные ограничения, за которые ратовала Меркель, в этом документе не упомянуты.
В ближайшие месяцы такие державы, как Германия и Великобритания, будут ждать реального подтверждения тому, что администрация Буша всерьез стремится к заключению многосторонних договоренностей по заковыристым проблемам. Одним из "пробных камней" станет Иран: Вашингтон в сотрудничестве с ООН и своими ближайшими европейскими союзниками пытается нащупать дипломатическое решение вопроса о ядерной программе этой страны. Многие из республиканцев в Сенате и Конгрессе оказывают на Буша давление, призывая его проводить более жесткий курс по отношению к Тегерану, возможно, включающий военные действия, так что иностранные державы не уверены, насколько твердо Буш привержен дипломатическим средствам разрешения проблемы.
Союзники США, особенно в Европе, также проследят, насколько серьезно администрация Буша будет выполнять собственное предложение по проведению встреч представителей 15 стран, которые выбрасывают больше всего парниковых газов, в рамках действий по разработке добровольной программы действий по предотвращению глобального потепления.
Многие из соглашений, которые администрация Буша отвергла за последние шесть лет, остались почти неизвестны широкой американской общественности. И в результате, говорит сотрудник Госдепартамента с 17-летним стажем Прайс Флойд, "ни один из этих договоров не вызвал особой шумихи в Штатах, так что в Америке никаких последствий не было. Но на той стороне Атлантики люди это заметили".
Флойд заявил, что в этом году ушел в отставку, так как ему надоело убеждать других сотрудников, отвечающих за связи с общественностью, что причина непопулярности США кроется не в словах, а в делах. По его словам, высокопоставленные сотрудники Госдепартамента за последние шесть лет дали иностранным журналистам более 3200 интервью в ходе кампании по пропаганде американского внешнеполитического курса у зарубежной аудитории. Часто их спрашивали о несогласии США с договорами типа Киотского протокола или с соглашением о создании Международного уголовного суда для разбирательства дел о преступлениях на войне, сообщил Флойд.
Но чем чаще американские официальные лица появлялись на телеэкранах с оправданиями позиции администрации, тем непопулярнее становились США в мире, заметил он.
"Проблема не в маркетинге, а в самом товаре, - говорит Флойд, ныне работающий в вашингтонском аналитическом центре Center for a New American Security. - Говорим мы одно, а делаем другое". Буш и его окружение признают, что США уже не столь популярны, как раньше. Они видят причины настороженности иностранных держав в таких шагах, как вторжение в Ирак, которое, с точки зрения администрации, было необходимо для обеспечения безопасности США.
"Безусловно, некоторая критика там налицо, - сказал Буш в недавнем интервью нескольким иностранным журналистам. - Я слышу, что говорят люди, и я совершенно доволен моими решениями, на сто процентов".
Советник по национальной безопасности Стивен Хэдли недавно сказал в интервью, что первоначальное стремление США к выходу из договора по ПРО - широко освещенное российской прессой - "было причиной разногласий" с Россией. "Но нам удалось обсудить этот вопрос и привлечь Россию на нашу сторону".
Тем не менее, многие эксперты по России говорят, что возмущение Путина отказом США от договора по ПРО - а также другими их шагами, типа попытки разместить ракеты-перехватчики в Польше и других местах - продолжает нарастать. "Накопилось некоторое количество обид, создающее у российской стороны впечатление, что с ее интересами в области безопасности не считаются", - говорит Дмитрий Саймс, президент вашингтонского аналитического центра Nixon Center.
Саймс отметил, что во время своей недавней поездки в Россию был поражен накалом антиамериканских настроений в речах высокопоставленных представителей властей, воспринимающих военное господство США как нарастающую угрозу.
По словами Саймса, антиамериканские настроения нарастали годами. "Это происходило постепенно, но теперь вы, наконец, видите реакцию", - заключил он.