Спор по поводу размера и полномочий промышленного конгломерата, управляемого одним из старых друзей премьера Владимира Путина, станет первой серьезной проверкой обещаний президента Дмитрия Медведева "открыть" экономику и ограничить экспансию государственных компаний.
Созданная прошлой осенью госкорпорация "Российские технологии" и так владеет солидным портфелем акций промышленных предприятий, но теперь она требует от Кремля передать ей сотни других государственных активов в ряде самых разных компаний, которые весьма слабо связаны с ее основной сферой деятельности - разработкой высоких технологий и реализацией оружия.
Фоном для этих притязаний служат обещания самого Медведева и его высокопоставленных помощников дать дорогу частному сектору, который, по их расчетам, поможет стимулировать рост экономики за пределами энергетического сектора и добывающей отрасли.
"В инновационном обществе избыток государства так же опасен, как и его недостаток", - сказал в минувшие выходные российским и зарубежным лидерам делового мира первый вице-премьер Игорь Шувалов. Он пообещал сократить численность правительственных чиновников в руководстве государственных компаний, что позволит сделать последние более прозрачными.
Вдобавок к расширяющемуся спектру государственных компаний, таких как газовый гигант ОАО "Газпром", в прошлом году Кремль создал несколько "государственных корпораций". Они в еще меньшей степени подконтрольны центральным органам власти, и доступ к ним акционерам со стороны закрыт. Необходимость создания госкорпораций обосновывается тезисом, что некоторые стратегически важные отрасли промышленности в частный сектор передавать нельзя. При этом Кремль настаивает, что государственное управление может быть ничуть не менее эффективным. В качестве государственного взноса компании получили миллиарды долларов. Кроме того, им на откуп был передан ряд проектов, например, капитальный ремонт жилищного фонда и подготовка к зимней Олимпиаде 2014 года в расположенном на юге России городе Сочи.
"Российские технологии" занимают одно из первых мест по величине среди новых государственных гигантов. Во главе этой госкорпорации стоит Сергей Чемезов - друг премьера Владимира Путина, с которым они познакомились еще в 1980-х, когда вместе служили в структурах КГБ в Восточной Германии. Ядро "Российских технологий" составляет ориентированный на экспорт вооружений "Рособоронэкспорт", во главе которого ранее стоял Чемезов. За последние несколько лет в эту компанию вошел ряд холдингов - от металлургических предприятий до производителей автомобилей и авиаперевозчиков.
Однако попытки Чемезова привлечь акции еще пятисот с лишним компаний натолкнулись на сопротивление правительственных чиновников, в результате чего возникла ситуация, которая покажет, насколько члены нынешней администрации верны своей рыночной риторике. Уже сейчас ряд властных структур и высокопоставленных чиновников высказались против плана "Российских технологий", что и заставило компанию урезать первоначальный список, состоявший из более чем шестисот наименований.
На этой неделе вмешался вице-премьер Алексей Кудрин, один из самых известных либералов в нынешнем правительстве. В письме к Шувалову он высказался за серьезное сокращение списка и исключение из него активов, не связанных с военной промышленностью, принадлежащих государству акций зарубежных совместных предприятий и доли в ключевом оборонном предприятии страны.
Он также усомнился в целесообразности предложения позволить "Российским технологиям" самостоятельно размещать переданные им государственные активы на международных рынках, назвав эту идею "скрытой приватизацией", в результате которой государство лишится миллиардов рублей дохода.
В Минфине подтвердили аутентичность текста письма, о содержании которого сообщалось в одной из российских газет, но давать дальнейшие комментарии отказались. Представители "Ростехнологий" во вторник заявили, что им нечего сказать по поводу критики Кудрина.
По словам Бориса Макаренко, замдиректора московского Центра политических технологий, президент Медведев сигнализирует, что одобряет новую экономическую "логику" с акцентом на рыночное стимулирование и инновации.
"Эта ситуация станет проверкой на последовательность в реализации новой логики", - сказал Макаренко.