Договоренность о продлении санкций в отношении России, достигнутая на саммите G7, - недолговечный "укрепляющий укол" для политики, которая выглядит все более чахлой, полагает в своей статье в The Foreign Policy Сюзанна Носсель, исполнительный директор Американского ПЕН-центра, в прошлом заместитель младшего госсекретаря США по делам иностранных организаций.
"Как демонстрирует бурное обсуждение в G7 вопроса о продлении санкций в отношении России, изоляция теперь идет вразрез с духом глобализированного мира; ее нелегко осуществить на практике эффективно и еще труднее обеспечивать долгое время", - пишет автор, советуя политикам приспособиться к тому, что возможности изоляции ограничены.
Изоляция - способ выразить неодобрение на деле. Более того, удается избежать резкого взаимодействия между конфликтующими сторонами. Иногда изоляция побуждает нарушителя раскаяться. Есть теория, что ущерб от изоляции может ослабить режим и повысить шансы его внутренних противников на приход к власти. Изоляция - соблазнительная альтернатива дорогостоящим и рискованным карам военного характера.
"Попытки Запада изолировать Россию в течение последнего года - яркая иллюстрация плюсов и недостатков изоляции. Когда Владимир Путин аннексировал Крым и затеял войну чужими руками на Восточной Украине, НАТО было захвачено врасплох. Звучало возмущение наглым экспансионизмом, который нарушил базовые принципы миропорядка, сложившегося после Второй мировой войны. Но интуиция настойчиво подсказывала: начать войну, чтобы отбросить натиск России, - это было бы безумие. Изоляция предлагала способ четко продемонстрировать, не ввязываясь в вооруженный конфликт, что США и Европа не приемлют действий России", - говорится в статье.
Но Путин не раскаялся, а ввел контрсанкции. Китай, Индия, Бразилия, Южная Африка и другие незападные страны даже не думали присоединяться к санкциям США и ЕС.
Главное, что в контексте заявленной задачи (добиться изменения курса Москвы на Украине) изоляция сработала плохо, считает автор. "Россия не выполнила свои обязательства по Минску-2", - говорится в статье. "В последние недели появились новые доказательства, подкрепляющие утверждения Запада, что Россия напрямую причастна к разжиганию нового насилия на Восточной Украине", - говорится в статье. А восстановление цен на нефть и углубление экономических связей с Китаем, Индией и другими, возможно, означают, что первоначальный болезненный эффект от санкций выветрится.
По мнению автора, случай России обнажает тенденции, которые предопределят, насколько жизнеспособна политика изоляции. Все еще относительно легко изолировать страны, у которых немного друзей, невелики роль в глобальной экономике и геополитическое значение. Но таких случаев немного, а в остальных изоляция некой страны неизбежно отзывается в глобальной экономике. В мире глобализации странам стало проще переориентировать торговые связи и оградить себя от наказания.
Глобализация и усиление угроз наднационального типа - тоже факторы, работающие против дипломатической изоляции. "Глобальное дипломатическое и политическое влияние России означает, что ее изоляция практически невозможна. Попыткам изолировать Иран и Сирию препятствует потребность вовлечь обе страны в борьбу с ИГИЛ. Некоторые аналитики также уверяют, что курс США на изоляцию Ирана ослабил кампанию против "Аль-Каиды" в Афганистане после 11 сентября", - говорится в статье.
Вдобавок появляется все больше доказательств того, что изоляция часто просто не влияет на поведение стран, пишет автор, упоминая о Кубе и Сирии.
Правда, некоторые бывшие чиновники администрации Обамы утверждают, что санкции против Ирана способствовали избранию Рухани в 2013 году и началу переговоров о ядерной программе. Автор замечает: это свидетельствует, что изоляция срабатывает, когда она максимально мультиполярна. "А в мире, где интересы США, ЕС, России и Китая, по-видимому, все больше расходятся, возможность всеобщих санкций, одобренных Совбезом ООН, никогда не будет нормой", - пишет автор.
Если нет широкого международного консенсуса, попытки изоляции могут испортить имидж их инициаторов: их сочтут самодовольными и властными. "Эмбарго США в отношении Кубы испортило отношения Вашингтона практически со всем полушарием", - утверждает автор. В России Путин воспользовался западными санкциями, чтобы сплотить вокруг себя общественное мнение и повысить свою популярность.
Носсель рекомендует: США и их союзники должны признать, что изоляция и партнерство обычно совместимы.
"В случае России США и их европейские союзники должны признать, что (по крайней мере, пока Путин остается у власти) на поведение России невозможно повлиять через политику "кнута и пряника". Вместо этого западные лидеры должны предложить России прагматичные отношения с четким разграничением сфер. По конкретным вопросам Россия и Запад будут сотрудничать по возможности и противостоять друг другу по необходимости. То будет скорее тактическая, чем принципиальная изоляция, а правила будут пересматриваться сообразно их собственным интересам", - говорится в статье. Тогда можно будет обойтись без попыток изолировать страну, которая важна для достижения некоторых целей США и ЕС, а также избежать ситуации, когда любая уступка изображается, словно капитуляция.
"Западные лидеры также должны признать, что тактика изоляции ограничена во времени и, пока она действует, следует принять другие меры для отстаивания западных интересов", - пишет автор. Она рекомендует упрочить оборону стран НАТО по соседству с Россией, укрепить способность украинского правительства руководить страной, восстанавливать экономику и обороняться, призвать Китай, Индию, Бразилию и другие страны осудить дестабилизирующую роль России на Восточной Украине. Иначе санкции истекут, а альтернативных рычагов не появится.
Меры изоляции должны быть устойчивыми и эффективными. "Ограничив санкции кругом тех, кто наиболее причастен к нарушениям, западные страны могут минимизировать побочный ущерб, в том числе для самих себя", - пишет автор.