В то время как полемика о судьбах французских граждан, удерживаемых Соединенными Штатами на Гуантанамо продолжает разгораться, французское министерство юстиции поторопилось начать в Париже предварительное следствие в отношении задержанных за "содействие преступникам, совершавшим теракты". Это можно считать первым шагом в направлении начала "настоящего расследования".
Министр юстиции Марилиз Лебраншю встретилась в четверг во Дворце правосудия с сотрудниками, занимающимися борьбой с терроризмом: с Жан-Луи Бругурьером, возглавляющим следственную группу и Мишелем Дебаком, отвечающим за прокурорское расследование. В ходе встречи рассматривался вопрос о бюджете и средствах, переданных в их распоряжение, а также о перспективах их сотрудничества со следователями, находящимися в прямом подчинении генерального прокурора республики.
"Нам предстоит отстаивать наше ноу-хау в сфере борьбы с терроризмом, - говорит один из судей. - У нас иной, нежели у американцев, подход, который основывается на взаимодействии между разведкой и юридическими органами. Разведслужбы к сегодняшнему дню провели большую работу. Но нам была передана не вся информация. Правосудию уже давно пора выйти на сцену".
Сколько французских граждан фигурирует в расследовании, начатом в Париже? - "По крайней мере семеро французов из Афганистана, четверо из которых уже находятся в Гуантанамо, - говорит один из следователей. - Не считая тех, кто бежал в Иран после американской операции против бен Ладена и муллы Омара. Таких насчитывается уже пять или шесть случаях".
В прошлый вторник Тегеран предложил Сильви Бедаль, жене предполагаемого лидера исламистской сети, подозреваемого в подготовке теракта против американского посольства в Париже, выехать во Францию. По прибытии в аэропорт Roissy она была сразу же взята под стражу. С кем контактировал ее муж в Европе? Как она оказалась в Афганистане вместе с мужем и детьми? С кем они там общались? Именно такие вопросы были заданы молодой женщине, которую следователи назвали очень "религиозной".
Французским судьям не терпится допросить соотечественников, находящихся в Гуантанамо. Судьи хотели бы получить более подробную информацию о возможных связях между ними и доктором Абу Доха, в настоящее время находящимся в лондонской тюрьме. Этого человека считают одним из основных наместников бен Ладена в Европе, поскольку он поддерживал связь с большинством активистов, арестованных в Париже, Франкфурте, Милане и Мадриде.
Говорят, что он был в контакте с Яделем Б. (Yadel B.) и Ридуаном К. (Ridouane K.) - двумя французскими гражданами, находящимися в Гуантанамо и связанными с группой Саики, которую обвиняли в намерении совершить теракты во время всемирного чемпионата по футболу, проходившего во Франции в 1998 году. Абу Доха подозревают в связях с известным Беншелали, арестованным американцами исламистом из Лиона, отец которого, имам Вениссье, принимает активное участие в деятельности комитета, добивающегося возвращения Беншелали во Францию.
Данные Абу Доха фигурировали в деле Ахмеда Рессама, который 14 декабря 1999 года предпринял попытку провезти через американо-канадскую границу 60 кг взрывчатки, которую он намеревался использовать для подрыва аэропорта в Лос-Анджелесе. Соединенные Штаты требуют выдачи Абу Доха. Франция проявляет интерес к обоим подозреваемым. Парижский судья пришел к следующему выводу: "В этом глобальном расследовании каждая страна обладает своей частью информации, и только соединив все кусочки мозаики, можно получить полную картину. Мы должны наладить сотрудничество любой ценой".