Вчера Верховный суд в Токио начал слушание дела генетика Такаси Окамото. Власти США, требующие немедленной выдачи ученого, обвиняют его в экономическом шпионаже.
В мае 2001 года Федеральный суд США обвинил Такаси Окамото в краже из лаборатории Научно-исследовательского института при клинике Лернера в Кливленде (штат Огайо) секретных образцов генов страдающих болезнью Альцгеймера.
Однако между обвинителями японского суда и адвокатами Окамото возникли большие разногласия относительно законности запроса американской стороны о его выдаче.
Окамото и его адвокаты утверждают, что, поскольку в момент вручения ему обвинительного акта в Японии отсутствовал закон об экономическом шпионаже, аналогичный закону США, он не может быть выдан американской стороне.
Обвинители, в свою очередь, настаивают на том, что, Окамото, похитивший и разрушивший генные образцы, совершил воровство и порчу чужой собственности, что является наказуемым и по японским законам.
В своем обращении к суду Окамото заявил, что практика свободного обмена генными образцами уже давно применяется исследователями во всем мире, поэтому в его действия не могут классифицироваться как акт экономического шпионажа.
Он также сообщил, что преднамеренно удалил и разрушил генные образцы, поскольку почувствовал угрозу для своего научного будущего со стороны подчиненного, который в своем исследовании шел по его следам.
Адвокаты Окамото подчеркнули, что правительство Японии несет обязательство по защите своих граждан и поэтому не должно удовлетворять данный запрос о выдаче.
Вернувшись в Японию, Окамото работал в Государственном институте физико-химических исследований Рикэн. К моменту задержания он уже оставил Рикен и работал врачом в частной клинике на Хоккайдо.
Согласно американскому обвинительному акту, Окамото украл генные образцы 8 июля 1999 года и доставил их в Рикэн с целью обеспечить коммерческую выгоду своей новой организации. Проведя в 2001 году внутреннее расследование, сотрудники Рикэн заключили, что эти генные образцы действительно хранились в институте некоторое время, но никогда не использовались в экспериментах.
Свое окончательно решение Верховный суд вынесет в конце этого месяца.