Депутаты грузинского парламента 10 марта единогласно проголосовали за то, чтобы призвать правительство принять меры против российских военных баз, если страны не смогут договориться о выводе их из Грузии к середине мая.
По условиям договора, подписанного на саммите ОБСЕ в Стамбуле в 1999 году, Россия брала на себя обязательства к 1 июля 2000 года ликвидировать свои базы в Вазиани около Тбилиси и Гудауте в Абхазии и начать в 2000 году переговоры с грузинским правительством о временных рамках ликвидации остальных баз в Батуми и Ахалкалаки. Россия выполнила первое из этих обязательств и вступила, согласно условиям, в переговоры о закрытии двух других баз.
Однако в ходе этих переговоров представители России настойчиво требовали продления срока для создания соответствующей базы для войск в России, чтобы их было куда вывести из Грузии. (Этот аргумент кажется притянутым, поскольку личный состав баз в Ахалкалаки представлен по большей части этническими армянами, которые являются гражданами Грузии.) Сначала представители России утверждали, что для ликвидации баз требуется 15 лет, потом 14, потом цифра снизилась до 11, а потом до восьми.
Российская и грузинская сторона не смогли достичь прогресса в решении проблемы с военными базами и других проблем, препятствующих двусторонним отношениям. Во время визита в Тбилиси министра иностранных дел России Сергея Лаврова было принято соглашение о создании рабочих групп с целью свести разногласия к минимуму и 1 мая доложить о результатах президентам обеих стран. Эти рабочие группы должны сконцентрироваться на шести моментах, в том числе подготовить рамочный договор о дружбе и сотрудничестве и назначить временные рамки вывода двух оставшихся военных баз.
Если Россия откажется вывести свои базы или не сделает это в срок, грузинский парламент объявит российские базы на своей территории вне закона и предпримет все меры, чтобы помешать им функционировать, например, Грузия откажется выдавать визы российским военнослужащим.
Несмотря на существующее соглашение, председатель комитета по национальной безопасности и обороне Гиви Таргамадзе через несколько дней после отъезда Лаврова заявил, что обе российские базы должны быть ликвидированы не позднее 1 января 2006 года. 25 февраля спикер парламента Нино Бурджанадзе предложила в случае, если договоренность с Россией о выводе баз не будет в ближайшее время достигнута, объявить эти базы незаконными с момента, когда они должны быть ликвидированы. 7 марта зампред юридического комитета парламента Гига Бокерия обнародовал проект постановления, требующего, чтобы к 15 мая Россия дала формальное согласие ликвидировать оставшиеся базы к 1 января 2006 года.
Казалось, что проект постановления, подготовленный Бокерия, стал для грузинского руководства неожиданностью. Информационное агентство ИТАР-ТАСС 8 марта привело слова спикера парламента Бурджанадзе, которая сказала в интервью независимому телеканалу "Рустави-2", что парламент не должен принимать это постановление до истечения двухмесячного срока, о котором договорились Россия и Грузия в попытке найти компромисс.
Президент Грузии Михаил Саакашвили тоже косвенно предостерег парламент от принятия этого закона. Восьмого марта он подтвердил четкую позицию Грузии по поводу необходимости ликвидации баз, но предложил подождать два месяца, чтобы посмотреть, удастся ли в этот срок достигнуть соглашения с Россией. Его поддержал и премьер-министр Ногаидели. Парламентские дебаты по проекту постановления были назначены на 9 марта, но отложены на 10 марта по просьбе Бурджанадзе.
Восьмого марта высокопоставленные чиновники российской армии осудили проект постановления, назвав это шантажом, а 9 марта министр иностранных дел предупредил, что эти парламентские обсуждения сделают достижение компромиссного соглашения между сторонами затруднительным.
Вероятно пытаясь снизить напряжение, 10 марта издание izvestiya.ru привело слова представителя министерства обороны России, имя которого не названо, сказавшего, что Россия не намерена вечно держать в Грузии базы, но личный состав этих баз будет передислоцирован на Кавказ для службы в подразделении, которое будет сформировано через три или четыре года. Такая перспектива может устроить грузинское руководство, поскольку базы буду ликвидированы до окончания первого президентского срока Саакашвили, но этого может оказаться недостаточным, чтобы смягчить парламент. Кроме того, это анонимное заявление явно противоречит прежним аргументам России в пользу того, чтобы просто переименовать одну или обе базы, назвав их "антитеррористическими центрами".
Тем временем грузинская государственная служба занятости уже занимается проблемой поиска новой работы для армян, составляющих на данный момент около трети персонала базы Ахалкалаки и уже выражающих беспокойство в связи с тем, что они могут лишиться средств к существованию в регионе, где возможности трудоустройства ограничены.
Грузинская ежедневная газета "Резонанси" 10 марта привела слова главы службы занятости Левана Перадзе, сообщившего, что ведется работа над программой по созданию рабочих мест. Он сказал, что некоторые из служащих российских баз смогут найти себе работу в сфере частной охраны.
Поскольку ранее грузинские власти не выполняли своих обещаний улучшить условия жизни в этом бедном отдаленном горном районе, армяне проявляют естественный скептицизм.
Давид Рстакян, лидер партии "Вирк", представляющий интересы армянской диаспоры в Грузии, 10 марта, по сообщению "Кавказ-пресс", заявил, что армянское население грузинского региона Самцхе-Джавахети сделает все возможное, чтобы российские войска остались в Ахалкалаки. "Если Россия откажется выводить войска, ей может понадобиться наша помощь".
Эта помощь, подразумевал он, будет с готовностью предоставлена.