Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
11 марта 2008 г.

Эрик Кристенсен и Уильям Партлетт | Foreign Policy In Focus

Кандидаты в президенты США и Россия

Как и ожидалось, в позапрошлое воскресенье первый вице-премьер РФ Дмитрий Медведев был избран новым президентом Российской Федерации, получив 70% голосов. Эти выборы были почти что спектаклем, имитирующим демократию. Кремль манипулировал средствами массовой информации, системой партий и судами, чтобы обеспечить спокойную передачу власти от одного представителя российской политической элиты к другому.

Следующему президенту США придется реагировать на все более самовластную Россию. До сих пор кандидаты в президенты, по большому счету, не дали понять, какие действия они могут предпринять в этой связи. Однако все кандидаты вспоминали часто цитируемое высказывание президента Буша о том, как он заглянул в душу российского лидера Владимира Путина. Хотя сегодня эту фразу Буша широко критикуют, в ней отражалось желание отойти от менталитета времен холодной войны и конструктивно сотрудничать с Россией по вопросам международной политики.

Позитивные отношения между лидерами часто становятся фундаментом хороших двусторонних отношений, а из отзыва Буша, к сожалению, постарались извлечь политическую выгоду. Как бы то ни было, Буш не подтвердил свои слова делами. Его курс в отношении России связан с ухудшением отношений с Россией из-за войны в Ираке, расширения НАТО, системы ПРО и Косово.

Заглянуть в глаза России

Всех кандидатов в президенты соблазняет идея возвестить о новой холодной войне с Россией. Сенатор Маккейн, по-видимому, одобряет ухудшение американо-российских отношений. "Я знаю Путина, - сказал он. - Я заглянул ему в глаза и увидел три буквы: КГБ".

Сенатор Клинтон - вероятно, пытаясь перещеголять своего аризонского коллегу, - заявила: "Нынешний президент заглядывал в душу Путину. Я бы ему сказала: этот человек был агентом КГБ, так что у него по определению нет души. Я имею в виду: это пустая трата времени, определенно, это вздор". По-видимому, сенатор Клинтон своенравно проигнорировала совет Мадлен Олбрайт, одного из своих основных советников по внешней политике (Олбрайт говорит, что надо очень тщательно подбирать выражения, учитывая, как их истолкуют за границей). Собственно, когда президента Путина недавно попросили прокомментировать утверждение сенатора Клинтон, будто у него нет души, он ответил: "Как минимум государственный деятель должен иметь голову".

На позапрошлой неделе в ходе дебатов в Кливленде сенатор Обама рисковал повторить ту же ошибку: приступив к ответу на вопрос о России, он также обратился к отзыву президента Буша о душе Путина. Однако сенатор Обама умело вышел из положения, отметив, что оплошность Буша состояла не в заглядывании в душу Путина, а в том, что он не выполнил рутинные дипломатические действия с целью налаживания осмысленного диалога. По мнению сенатора Обамы, этот отказ повлек за собой наши сегодняшние трудности: "Итак, мы не дали понять Путину, что в действительности будем относиться серьезно к таким вопросам, как права человека и международное сотрудничество, являющимся для нас критически важными".

Альтернатива от Обамы?

Поощрение диалога - фирменная идея сенатора Обамы в отношении внешней политики США. Вполне логично, что он наиболее рьяно из всех кандидатов призывает совместно с Россией принять меры для кардинального сокращения ядерных арсеналов обеих держав. Эта концепция отказа от ядерного оружия, о которой Рональд Рейган и Михаил Горбачев едва не договорились в Рейкьявике в 1986 году, в последнее время поддерживается видными представителями обеих партий, в том числе Генри Киссинджером, Джорджем Шульцем и Сэмом Нанном. Сенатор Обама приезжал в Россию вместе с сенатором Ричардом Лугаром (республиканец, Индиана), чтобы способствовать выполнению программы "Совместное снижение угрозы", а после визита вместе с Лугаром внес законопроект, призванный установить контроль над распространением ядерного орудия с территории бывшего СССР.

Сенатор Обама также предложил всесторонне оценить все положительные стороны системы противоракетной обороны прежде, чем спешно размещать ее. Он не выдвигал принципиальных аргументов против этого плана как такового, но, по-видимому, обращает внимание на то, какое беспокойство вызывает программа ПРО у наших западноевропейских союзников. Главный советник Обамы по делам России, Майкл Макфол, снискал уважение как автор научных работ о демократизации и американо-российских отношениях в частности. Верно, что в 2000 году Макфол дал чересчур оптимистичную оценку Путину, а в последнее время подвергся критике за то, что слишком рьяно атакует Путина, щадя Ельцина. Тем не менее, в основной части трудов Макфола проявляется глубокое, чуткое к нюансам понимание запутанной природы российской политической жизни и общества.

Сенатор Клинтон также выразила желание добиться взаимного сокращения ядерного оружия вместе с Россией. Но программу противоракетной обороны она поддерживает. Сенатор Маккейн громогласно высказывался по вопросу распространения ядерного оружия в неядерных государствах, но идею сотрудничества с Россией не обсуждал. В 1999 году сенатор Маккейн голосовал против ратификации Договора о всеобъемлющем запрещении испытаний ядерного оружия, который ратифицировали Россия и все наши европейские союзники. Маккейн, несомненно, поддерживает идею ПРО. Он сказал: "Мне все равно, какие аргументы выдвигает против нее Путин".

Сейчас самое время для того, чтобы внести струю обновления в американо-российские отношения. Преемник, которого президент Путин подобрал себе лично, Дмитрий Медведев, высказывается в менее задиристом тоне, чем его предшественник. Кроме того, несмотря на подлинные разногласия, есть много сфер, где интересы пересекаются. Терроризм и геополитическая нестабильность на Ближнем Востоке чреваты для России не меньшим уроном, чем для Америки. И Медведев, и Обама молоды, и в прошлом оба преподавали юриспруденцию. Если Обама будет избран, то он и Медведев, возможно, сумеют отойти от риторики холодной войны и выстроить конструктивные отношения на основе принципов, которые их роднят.

Эрик Кристенсен - один из главных редакторов Stanford Journal of International Law. Уильям Партлетт защитил диссертацию по истории СССР. Оба изучают право в Стэнфордском университете и являются постоянными авторами Foreign Policy In Focus (www.fpif.org)

Источник: Foreign Policy In Focus


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru