Марина Литвиненко внезапно оживляется и подается вперед. Ее серые с голубым отливом глаза сияют. "У него есть шанс преобразить Россию, отойти от путинского режима и показать миру, в особенности Великобритании, что Россия хочет стать нормальной страной", - говорит она.
45-летняя вдова Александра Литвиненко, бывшего агента российских спецслужб, а затем эмигранта, убитого в Лондоне, подразумевает избранного президента России Дмитрия Медведева, недавно победившего на выборах, которые по общему мнению были несвободными и несправедливыми, но гарантировали, что 7 мая Медведев придет на смену своему ментору Владимиру Путину.
Госпожа Литвиненко полагает: Медведев, 42-летний юрист, в силах продемонстрировать миру, что Россия становится "нормальной", согласившись на просьбу Великобритании об экстрадиции Андрея Лугового, бывшего офицера КГБ, для привлечения к суду по обвинению в убийстве ее мужа.
Скотланд-Ярд заявляет, что располагает доказательствами в поддержку версии о том, что Луговой отравил Литвиненко, ярого критика Кремля, радиоактивным изотопом полоний-210 в 2006 году в отеле Millennium в Мэйфейре. Луговой начисто отрицает свою причастность к этому, а также утверждает, что Литвиненко пытался завербовать его в ряды MI-6/ Вдова Литвиненко отметает это утверждение, называя его "чушью".
Отказ президента Путина выдать Лугового повлек за собой сильнейшее ухудшение отношений между Лондоном и Москвой, в том числе зеркальные высылки дипломатов и закрытие двух отделений Британского совета в России. Госпожа Литвиненко говорит, что, кардинально изменив позицию России, Медведев продемонстрирует миру, что российская сторона уважает принцип верховенства закона.
"Он не служил раньше в КГБ [в отличие от Путина], ему нравится казаться либералом: он любит музыку 1970-х годов и призывает к независимости судебной системы и свободе СМИ, - говорит она. - И теперь у него есть шанс это доказать и направить Россию по новому курсу. Если он это сделает, то завоюет восхищение многих стран, а что до меня, то справедливость в отношении моего мужа будет восстановлена".
Госпожа Литвиненко дала интервью в Лондоне, где именно - остается в секрете. Госпожа Литвиненко, как и полиция, опасается, что в следующий раз убийцы ее мужа попытаются расправиться с ней, так что ей приходится осмотрительно решать, куда ходить и с кем встречаться. Она живет в Лондоне в доме, местонахождение которого хранится в тайне. У нее нет телохранителей, которые работали бы круглосуточно, - да она к этому и не стремится, но полицейские всегда дежурят неподалеку.
Госпожа Литвиненко делит свое время между воспитанием сына, 13-летнего Анатолия, и организацией кампании за экстрадицию Лугового. В ходе своей кампании она объездила весь мир и, по ее словам, воодушевлена поддержкой, которую ей оказывают люди.
Она написала книгу "Смерть диссидента", опубликованную на 16 языках в 20 странах, в соавторстве с Алексом Гольдфарбом, другом семьи; участвовала в создании документального фильма "Восстание: дело Литвиненко" и основала фонд Litvinenko Justice Foundation вместе с Гольдфарбом и Борисом Березовским, российским эмигрантом-миллиардером, другом ее покойного мужа.
Но для нее на первом месте то, что Анатолий, после смерти отца сильно замкнувшийся в себе, теперь превращается в уверенного в себе юношу. "Когда сюжеты о его отце показывали по телевизору, он не хотел смотреть, - отмечает госпожа Литвиненко. - Администрация его школы очень помогла: учителей и учеников попросили не спрашивать его об этом. Но теперь он может говорить об отце. Он знает, что отстаивал отец и почему я веду кампанию".
"Анатолий не говорит о смерти своего отца, - продолжает мать, - но теперь он может спокойно говорить о нем и делиться воспоминаниями. Иногда он достает его фотографии и припоминает, как мы вместе куда-то ходили развлекаться или проводили время в семье. Он говорит, что, кажется, делается похожим на отца внешне, а друзья говорят, что ему передались некоторые манеры отца".
Госпожа Литвиненко гордится успехами своего сына в школе и его способностями к языкам, в том числе русскому, английскому, французскому и испанскому. "Я не знаю, чем он хочет заняться в дальнейшем, - говорит она. - Он говорит, что хочет заниматься дизайном автомобилей и разработкой компьютерных программ. Посмотрим. Важно обеспечить ему максимально нормальную жизнь".
Сегодня госпожа Литвиненко держится уверенно, она страстно борется за справедливость. В ней почти невозможно узнать ту застенчивую женщину, которая неохотно общалась с прессой, когда муж (она называет его Сашей) лежал при смерти в лондонской больнице, пав жертвой убийства, которое шокировало, заинтриговало и напугало весь мир. "Я всегда была такой женой, которая оставалась на заднем плане, за Сашиной спиной. Я не хотела высовываться вперед, - поясняет она. - Но теперь я обязана это делать ради Саши, ради Анатолия и ради справедливости".
Медведев назначил Путина своим премьер-министром. Они близко знакомы уже 16 лет, причем Путин всегда был главным. По слухам, Медведев даже занимался с педагогом по речи, чтобы перенять манеру своего ментора.
В политическом отношении на Медведева будет оказываться давление, чтобы он продолжал курс Путина, а его более мягкая риторика - возможно, уловка, призванная успокоить зарубежных инвесторов, которые обеспокоены воинственными антизападными речами действующего президента. После недавних переговоров с канцлером Германии Ангелой Меркель в Москве Путин высказался об отношениях между Россией и Западом и предостерег: "Не думаю, что нашим партнерам будет проще" с Медведевым.
Большинство россиян, помня о хаосе, который воцарился после распада СССР, по-видимому, согласны пожертвовать демократией ради относительной стабильности и процветания, которыми они наслаждаются при Путине.
По словам госпожи Литвиненко, Великобритании следует и далее требовать экстрадиции Лугового. На позапрошлой неделе Гордон Браун заявил, что хочет "начать заново" отношения с Россией при новом президенте; в этих словах некоторые увидели желание оставить в прошлом расследование убийства Литвиненко и ссору из-за Британского совета. Источники в Уайтхолле дали понять, что Великобритания продолжит требовать экстрадиции, но есть опасения, что вопрос будет считаться менее важным.
"Надеюсь, что под "началом заново" Браун подразумевает, что приглашает Медведева порвать с наследием Путина и начать сотрудничество с Великобританией в области этого расследования, - говорит госпожа Литвиненко. - Великобритания и другие страны ЕС не должны проявлять слабость в отношениях с Москвой лишь потому, что хотят получить российскую нефть и газ. Россия будет эксплуатировать все проявления слабости".
Госпожа Литвиненко заверяет, что будет требовать полного расследования обстоятельств смерти мужа (как то, которое сейчас проводится в отношении принцессы Уэльской Дианы), если к первой годовщине просьбы об экстрадиции - 22 мая - позиция Москвы не изменится. "Даже если русские не приедут, мы все равно услышим обо всех доказательствах от британских полицейских", - говорит она.
Как полагает госпожа Литвиненко, такое расследование поможет, в частности, получить больше информации о том, где убийцы достали полоний-210: "Конгресс США в недавней резолюции поднял этот вопрос, и мы стремимся получить данные о полонии на основе Закона США о свободе информации". Госпожа Литвиненко также готова перенести свою кампанию в Европейский суд в Страсбурге.
"У меня две первоочередных задачи, - говорит она. - Добиться, чтобы в деле Саши восторжествовала справедливость, и обеспечить, чтобы его дело не было забыто или не завершилось недостаточно жесткими мерами".
По ее словам, незадолго до кончины муж попросил ее "сказать журналистам правду о том, что со мной случилось". Он может гордиться своей вдовой.