Директор проекта Международной кризисной группы по Центральной Азии Пол Квинн-Джадж в своей статье для The Wall Street Journal пишет, что, поскольку администрация Обамы поставила Афганистан в список приоритетных задач своей внешней политики, регион приобрел новое международное значение. Пять постсоветских "-станов" должны предоставить свою территорию для транзитных линий поставок военных и гуманитарных грузов силам коалиции. Причем если сейчас они будут лишь дополнять поставки, поступающие через Пакистан, то, как ожидается, в будущем они полностью заменят этот все более рискованный и ненадежный маршрут.
Зависимость Вашингтона от Центральной Азии показывает, как на деле невелик простор для маневра в афганской кампании. Возможно, отмечает автор статьи, добиться надежных партнерских отношений с авторитарными "аппаратчиками" в этих странах - задача не менее сложная, чем победить талибов. Во всех пяти странах чиновники не различают свой кошелек и госказну, у каждого лидера много врагов и нет четкой стратегии преемственности власти. При этом население живет в крайней нищете, и экономическая ситуация в условиях нынешнего кризиса лишь усугубляется.
Очевидно, подчеркивает Квинн-Джадж, что Вашингтону необходимо выступать за демократизацию и реформы в этом регионе, хотя бы потому, что в противном случае все может окончиться вспышкой народного гнева и приходом к власти исламистов, что поставит под вопрос поставки. Однако неизбежно встает дилемма: надавить несильно - и вскоре к власти могут прийти экстремисты; надавить сильнее - и среднеазиатские деспоты могут отказать США в транзите. Местные элиты в целом ведут непредсказуемую политику, как, к примеру, президент Узбекистана, балансирующий между Россией и Западом и меняющий свои приоритеты примерно каждые полгода.
Россия также представляет важный фактор - в целом она поддерживает идею транзита, однако хочет, чтобы в Вашингтоне признавали Центральную Азию преимущественно российской сферой влияния. Раздражает Москву и постоянное военное присутствие сил коалиции в этом регионе, что показал и случай с закрытием базы в киргизском Манасе.
Как бы там ни было, заключает Квинн-Джадж, и с точки зрения геополитики, и с точки зрения здравого смысла США вынуждены сейчас начать сотрудничество с этим регионом, пусть даже оно может создать больше проблем, чем решений.