"Российские силы захватили ракетную базу ВМФ Украины в Черноморске в предрассветной мгле в понедельник, преодолев ее внешние стены и взяв верх над захваченными врасплох моряками без единого выстрела, по данным министерства обороны Украины и людей, знакомых с обстоятельствами рейда", - сообщают журналисты The New York Times К.Дж. Чиверс и Ноа Снайдер.
Захват оказался одним из серии быстрых, но до сих пор обходившихся без кровопролития обострений конфликта, на фоне того как Россия наращивает свой контроль в Крыму, говорится в статье.
Российские силы также проникли на военную базу в Новофедоровке, взяли под контроль военный госпиталь в Симферополе и заняли украинскую базу в Бахчисарае, на которой был размещен мотострелковый батальон, сообщает газета.
"Солдаты, которых называют то российским спецназом, то подразделением десантных войск, штурмовали штаб-квартиру базы и захватили КПП на входе в нее", - пишут о событиях в Черноморском авторы статьи.
Украинский военно-морской контингент, уступавший им в вооружении и захваченный врасплох, не оказал сопротивления. "Русский командир, которого называли полковником, заявил, что "мы - солдаты из Российской Федерации", которые явились, чтобы защищать базу и ее вооружение", - говорится в статье.
Уже при свете дня в понедельник украинских моряков вывезли с базы, оставив только двух офицеров, в том числе командира, продолжать вести переговоры с оккупировавшими базу силами, пишут Чиверс и Снайдер.
Сержант, который вел караульный отряд, отказался отвечать на вопросы двух журналистов, сообщают авторы. "Без комментариев", - сказал он. И добавил: "Мы ответим на ваши вопросы после референдума".
Смешанная группа из двух десятков местных пророссийских сотрудников полиции и неизвестных людей в камуфляже и лыжных масках резко вмешались в интервью, которое два репортера брали у местного жителя. "Они потребовали, чтобы им сказали, пророссийские ли репортеры, потом отобрали у них записные книжки и вырвали из них все страницы с записями", - сообщают авторы. "Мы переведем это", - сказал один из них. "Если ты продолжишь давать интервью, окажешься в тюрьме в Севастополе", - пригрозили они местному.
"Российское присутствие ощущается в Крыму сильнее по мере приближения референдума - по крайней мере, пятеро активистов и журналистов пропали за последние два дня", - отмечают Чиверс и Снайдер.
Катерину Бутко, участницу киевской оппозиционной группы "Автомайдан", а также независимого блоггера Александру Рязанцеву и репортера The Ukrainian Week Алену Максименко остановили на КПП на крымской границе. По данным очевидцев, женщин задержали вооруженные люди в масках, передает газета.
Активисты Андрей Щекун и Анатолий Ковальский также пропали в воскресенье - за несколько часов до того, как они должны были выступить на митинге против отделения Крыма. "Сын Ковальского сообщил, что мужчин увезли с городской железнодорожной станции члены "Русского единства", партии, возглавляемой новым лидером сепаратистов Крыма Сергеем Аксеновым", - говорится в статье.