"Я не был агентом спецслужб", - сказал Лех Валенса, в 1880-е годы возглавлявший польское движение "Солидарность", в интервью The Guardian. Он категорично отрицает обвинения в том, что был платным информатором, поясняет журналист Алекс Дюваль Смит.
"Я никогда в жизни ни за кем не шпионил. Я не брал денег. Все это я докажу. Я нанял адвокатов", - сказал Валенса в интервью в Гданьске.
В феврале сотрудники Института национальной памяти показали журналистам документы, конфискованные в доме покойного экс-главы МВД ПНР Чеслава Кисляка. "Среди них было письмо от 1970 года, подписанное "Болек" - кличкой Валенсы. В письме Болек обязуется предоставлять информацию", - говорится в статье. Институт также продемонстрировал расписки в получении денег.
Эти утверждения не новы, отмечает корреспондент, но им дали новую жизнь в ходе чистки, которую сейчас проводит Ярослав Качиньский, лидер правящей партии "Право и справедливость".
Многие поляки недовольны нападками на Валенсу, говорится далее.
Сам Валенса сказал в интервью газете, что в 1970-х он как профсоюзный деятель должен был "выбирать одно из двух. Первый вариант - не разговаривать, не пытаться ничего уладить и, следовательно, игнорировать Безпеку ("жаргонное название спецслужб", поясняет автор). Второй путь - его выбрал я - состоял в том, чтобы разговаривать, обсуждать, убеждать и идти впереди по пути к победе".
Валенса заявил, что его контакты со спецслужбами в 1970-е годы были попыткой "сберечь храбрецов, умерить пыл рисковых людей (в "Солидарности") и создать команду, которая в конечном итоге уничтожит (коммунистическую) партию. Я хотел докопаться, что за люди работают в Безпеке; почему они действовали во вред Польше; почему они хотели отнять у людей свободу".
На вопрос, кто такой был Болек, Валенса ответил: "Насколько я могу судить, Болек - это кличка телефонного связного. Я узнал о Болеке из материалов против Валенсы. А теперь я слышу, что Болеком был Валенса. Очень многие материалы (Института национальной памяти) - совершенно очевидные фальшивки. В досье о моей вербовке указаны три разные даты - 22-е, 25-е и 29-е, так как они пока не решили, какого числа я был завербован".
По словам журналиста, братья Качиньские - Ярослав и Лех - в 1980-е были активными членами "Солидарности", но их оттеснили, когда Валенса стал президентом Польши. "Валенса намекнул, что Качиньский сейчас использует Институт, чтобы отомстить за прошлые обиды", - пишет автор.