Российская стратегия в Сирии направлена на то, чтобы постепенно задушить умеренную оппозицию и превратить ИГИЛ в единственного врага, заявил в интервью Libération бывший военнослужащий сирийской армии, а ныне - военный аналитик, около года назад бежавший во Францию Абдельнасер Алайед.
"Не сумев добиться стратегического перелома за счет полного уничтожения сил оппозиции в ожидаемо короткие сроки, сирийская армия и Россия стали выступать за политико-дипломатические переговоры и введение перемирия. Это военно-политическая тактика, цель которой - заставить оппозицию сложить оружие. Потому что стратегической целью режима и российской стороны остается ликвидация сирийской неджихадистской оппозиции. Начиная прямое военное вторжение в Сирию в октябре, Путин говорил о трехмесячной кампании. Через несколько недель он заговорил уже о "долгой войне", которая должна покончить с терроризмом. Это произошло после того, как русские на месте обнаружили, в каком состоянии находится армия режима, неспособная одерживать победы и удерживать преимущество, несмотря на массивную и решительную поддержку российской авиации", - подчеркнул аналитик.
Сейчас сирийская армия реализует стратегию территориальной фрагментации региона с целью лишить зоны, контролируемые оппозицией, связи друг с другом и превратить их в котлы. Несмотря на перемирие, продолжаются нападения курдских сил и подразделений так называемых "Сил демократической Сирии", поддерживаемых Россией. После того как курды взяли под контроль турецко-сирийскую границу, а иранцы - сирийско-иорданскую, силы сирийской оппозиции оказались зажаты внутри сирийских границ. Высока вероятность, что вскоре будет проведена операция с целью взять под контроль режима последнюю приграничную зону на северо-западе Сирии, пока остающуюся в руках оппозиции, считает Алайед.
Эксперт отметил, что участие в женевских переговорах является для военной и политической оппозиции постепенной капитуляцией, так как их региональные сторонники, Турция и страны Персидского залива, никак не могут ее поддержать. "Я думаю, что русские еще какое-то время будут тянуть резину. После целой череды бесплодных переговоров, которые, в лучшем случае, приведут к формированию правительства, где несколько незначительных постов будут отданы представителям оппозиции, причем близким к Москве, перемирие закончится. Силы режима продолжат дробить оппозиционные регионы, а русские - посредством точечных ударов уничтожать влиятельных лидеров повстанцев, - прогнозирует собеседник издания. - За полгода русские и режим радикально изменят ситуацию за столом переговоров и окажутся лицом к лицу с одними только джихадистами. Все это делается, чтобы полностью ликвидировать сирийскую неджихадистскую оппозицию и свести уравнение к выбору между режимом и ИГИЛ. Тогда русские призовут весь мир присоединиться к их борьбе с терроризмом, опираясь на войска сирийского режима, уже давно мечтающего о таком сценарии".
"Тем временем ИГИЛ и другие джихадистские группировки соберут в свои ряды всех отчаявшихся, разочаровавшихся и обманутых всем миром сирийцев. Вооруженный джихад станет восприниматься как единственный возможный путь для арабов-суннитов. Все бойцы выплеснут накопленные за пять лет вооруженной борьбы силы и опыт в волну террора в стране и за ее пределами", - предполагает Алайед. "Впрочем, с начала конфликта в Сирии ситуация много раз радикально менялась, так что можно ожидать, что какое-нибудь внутреннее или внешнее событие поставит весь этот план под вопрос", - добавил эксперт.