Инвесторы в разных странах мира, которые купили акции российской нефтяной компании ЮКОС, оказались у разбитого корыта. Акции ЮКОСа, цена на которые была максимальной 17 октября 2003 года и составляла 57,6 евро за акцию, упали на Франкфуртской бирже на 97%. За границей можно было купить акции только как American Depositary Receits (акции, стоимость которых подлежит возмещению). До последнего момента многие акционеры надеялись, что ликвидацию одного из самых прибыльных частных предприятий в России удастся предотвратить, и сохранили свои акции. Сейчас они задаются вопросом, есть ли еще надежда спасти хотя бы часть денег. Однако эксперты качают головой.
Падение акций ЮКОСа было вызвано разгромом и насильственной экспроприацией нефтяного гиганта российским государством. Государство предъявило иск с требованием об уплате прошлых налогов в миллионном размере. В результате важнейшее дочернее предприятие концерна - "Юганскнефтегаз" - было насильственно продано с молотка. Основатель ЮКОСа Михаил Ходорковский находится в тюрьме и ожидает приговора, который должен быть вынесен в ближайшие дни.
Акционеры ЮКОСа, в числе которых находятся такие международные фондовые компании, как Axa Investments, Deka и Union, уже обращались к российскому правительству с просьбой спасти нефтяной концерн и принять меры, соответствующие принципам правового государства. Но напрасно. Ответа из Кремля не последовало до сих пор.
Однако с потерей всех своих вложений акционеры еще до конца не смирились. Сейчас активно проявляет себя самый большой на сегодняшний момент акционер ЮКОСа, зарегистрированная на Гибралтаре группа "Менатеп", связанная с Ходорковским. Недавно эта группа в Лондоне подала иск против государственного нефтяного концерна "Роснефть". Компания приобрела "Юганскнефтегаз" за половину настоящей стоимости, определенной западными банками, и должна погасить кредиты, выданные под нефть "Югансканефтегаза". Речь идет о добрых 1,6 млрд долларов, которые дал ЮКОСу "Менатеп" и консорциум из банков - среди них такие банки, как Societe Generale, Deutsche Bank и Commerzbank. А европейский суд по правам человека к тому же подтвердил, что удовлетворит иск ЮКОСа в связи с неоправданно жесткими требованиями об уплате прошлых налогов.
Непроницаемый финансовый концерн "Менатеп" объявил каждому, кто приблизится к ЮКОСу, "пожизненную юридическую войну". Эту угрозу сейчас претворяет в жизнь председатель наблюдательного совета Тим Осборн. Международная адвокатская контора Shearman and Sterling предъявила российскому государству иск на 28,3 млрд долларов в счет возмещения ущерба в соответствии с положениями энергетической хартии. Российское государство назначило со своей стороны посредника на переговорах. "Тот факт, что Российская Федерация поручает международной коллегии адвокатов представлять свои права и отправляет опытного международного посредника, говорит о том, что она относится к этому процессу очень серьезно", - сообщил адвокат ЮКОСа Эманнуэль Гайар. Энергетическая хартия - это международный регулятор энергетической отрасли, который Россия тоже признала. Вместе с иском пенсионного фонда ЮКОСа "Ветеран Петролеум" Россия должна выплатить 33,1 млрд долларов в качестве возмещения ущерба.
Недавно Осборн провозгласил еще более радикальные меры. Он намеревается предъявить обвинение некоторым высокопоставленным чиновникам в нарушении американских правил, запрещающих разглашать конфиденциальную информацию о торговых сделках и партнерах. По американским законам возможно предъявить обвинение, сказал Осборн журналу "Business". Если "Менатеп" начнет процесс по этому делу в международном суде, то, возможно, что это как-то поможет западным инвесторам. Так как в США существует процедура совместного иска.
"Если совместный иск в США не ограничивается американскими акционерами, то немецкие акционеры тоже могли бы принять участие", - говорит Берндт Йохем, адвокат из мюнхенской конторы Rotter. Его мнение совпадает с мнением Марка Тюнглера, руководителя немецкого объединения по защите прав владельцев ценных бумаг в земле Северный Рейн-Вестфалия. Немецким частным акционерам следует подождать и "надеяться на совместный иск в США", - советует Тюнглер. Гораздо более пессимистически настроен Цюпрус Голпаегани, менеджер фонда из Raiffeisen Capital Management в Вене: "Этих денег акционеры больше не увидят", - говорит он.