Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
11 мая 2007 г.

Кевин Салливан | The Washington Post

Браун может ослабить связи с США

Блэр готовится уходить, глава британских финансов стоит на пороге

Гордон Браун, которому предстоит стать премьер-министром Британии 27 июня, однажды в апреле сидел в Белом доме и разговаривал с советником по национальной безопасности Стивеном Хэдли, когда, как выразился потом Браун, "президент Буш ненароком заглянул, пожелав встретиться".

Двое из числа самых влиятельных мировых политиков в своем первом существенном разговоре в течение 45 минут обсуждали Ирак, Афганистан и мировую торговлю. Чиновники Белого дома заявили, что встреча вряд ли была случайной, но планировалась заранее.

То, что это расколовшее лед совещание было проведено так бесшумно, а британский министр финансов так старательно преуменьшал значение своей первой встречи с президентом США, иллюстрирует непростую ситуацию, в которой оказался Браун, готовящийся занять место Тони Блэра. В четверг Блэр назвал дату своего долгожданного ухода от власти, 27 июня.

У 56-летнего Брауна больше знаний и опыта, касающихся США, чем, может быть, у любого другого британского лидера в истории, отмечают лондонские аналитики. Он плотно изучал американскую политику, экономику и социальный курс. Он проводит отпуск на Кейп-Код и имеет необычайно близких друзей в политических кругах США.

Но лондонские аналитики говорят, что ядовитые чувства британского общества к Бушу и иракской войне, а также к безоговорочной поддержке обоих Блэром, означают, что премьеру Брауну придется держать некоторую дистанцию с Белым домом, по крайней мере до президентских выборов в будущем году.

"Его личные отношения с Бушем будут намного прохладнее, и это преднамеренно, - заявил популярный радиоведущий BBC Джеймс Ноти, который написал книгу об отношениях Брауна и Блэра. - Он, конечно, не начнет Бушу грубить, но я совсем не удивлюсь, если в ближайшие шесть-девять месяцев произойдет стычка, и наши газеты скажут, что в отношениях с Вашингтоном наступило охлаждение. Браун знает, что многие люди в нашей стране скажут: "Наконец-то!"

Браун и Блэр, чье партнерство и соперничество доминирует в британской политике десятилетие, основывали свое политическое совершеннолетие преимущественно на американской модели - победе Билла Клинтона на выборах в 1992 году.

Тогда два амбициозных молодых политика увидели, что их Лейбористскую партию опять разгромили консерваторы. Браун и Блэр решили, что, если они хотят покончить с почти 15-летним пребыванием лейбористов не у дел, они должны учиться у современной политической машины, которую американские демократы построили в Литл Рок.

Браун, серьезный интеллектуал, сын делового шотландского священника, поехал в США, чтобы посмотреть, как Клинтон и его ничем не ограниченные помощники вроде Джеймса Карвилла создают политику и политические программы и продают их обществу. С годами Браун подружился с ключевыми фигурами демократов, включая политического стратега Боба Шарма и сенатора Эдварда Кеннеди.

Он стал регулярным гостем в США. "Первое, что он делает, когда приезжает в Америку, это идет в Barnes & Noble и закупает новые политические и экономические книги, - заявил Ноти. - Он вошел в общественный дискурс Америки так, как Блэр не смог войти".

То, чему Браун научился в начале 1990-х годов, он привез в Британию, где они с Блэром создали новую Лейбористскую партию с использованием многих методов и политических программ, перенятых у Клинтона, не последней из которых было смещение традиционно левой партии к политическому центру. Они одержали убедительную победу на выборах 1997 года.

Блэр, телегеничный коммуникатор, стал премьер-министром и, в рамках секретной политической сделки, о которой в Лондоне строят бесконечные догадки, задумчивый и слабоватый Браун стал канцлером казначейства, то есть министром финансов Британии. Блэр контролировал внешнюю политику и такие важные сферы, как образование, но, по сути, отдал экономическую и значительную часть внутренней политики Брауну, который стал канцлером, продержавшимся на своем посту дольше всех в период после 1820-х годов.

Друг и экономический консультант Брауна, бывший президент Федеральной резервной системы США Ален Гринспен, который бывал у Брауна в его родном шотландском городе Киркалди, однажды сказал, что Брауну "нет равных среди творцов экономической политики в мире".

Теперь, когда Браун готовится принять власть, аналитики говорят, что он должен проявить себя во внешней политике. Браун горячо поддерживает программы развития и борьбы с бедностью и ВИЧ-СПИДом в Африке, но обычно его позиция по другим важным международным вопросам не видна.

"Гордон Браун никому не показывает свои карты, - заявил Энтони Кинг, профессор британского правления в Университете Эссекса. - Учитывая то, что он в публичной политике 20 лет, удивительно, как мало людей способны предвидеть его следующий шаг. Его заявления по Ираку умышленно туманные, подразумевается, что из них вы не узнаете, что он думает. По сравнению с ним Сфинкс выглядит многословным".

Нил Лоусон, бывший советник Брауна, который теперь возглавляет левоцентристскую общественную организацию Compass в Лондоне, сказал, что внешняя политика Брауна - это строго хранимая тайна. "Не думаю, что известно даже, кто советник Гордона по внешней политике, - заявил он. - Похоже, никто не знает".

Никто из аналитиков, давших интервью, не сказал, что ожидает серьезных и быстрых перемен во внешней политике при Брауне. Блэр уже объявил, что Британия уменьшит свой контингент в Ираке примерно до 5 тыс. военнослужащих к лету, и аналитики говорят, что Браун вряд ли радикально изменит эту стратегию.

Они отмечают, что при Брауне, вероятно, сохранится давняя приверженность Британии поискам политического решения израильско-палестинского конфликта. Неизвестно, как Браун будет разбираться с ядерными амбициями Ирана, хотя Ноти заявил, что Браун с большей вероятностью, чем Блэр, будет вести прямые переговоры с Тегераном.

Одним из приоритетов Брауна будет проведение различия между ним и Блэром, чей когда-то высокий рейтинг сегодня составляет 28%: во многом из-за войны в Ираке и мнения британцев, что Блэр - политический прислужник Буша. В то же время, отметили аналитики, Браун будет внимателен, чтобы не нанести ущерб отношениям с важнейшим союзником Британии.

"Партия лейбористов действительно ждет четкого водораздела между Брауном и Блэром, чтобы начать процесс исцеления после Ирака, - заявил Марк Леонард, директор политической организации Европейский совет по международным отношениям. - Но Брауну придется в ближайшее время поддерживать хрупкое равновесие. Он не будет прислужником, он заявит об интересах Британии. Но явного разрыва с Белым домом не будет".

Аналитики говорили, что отношения с Белым домом могут измениться, если после Буша президентом выберут демократа. "Это ближайшие политические друзья Брауна на международной арене, - сказал Леонард. - Он разделяет их позиции, интересы и взгляды на мир".

Но аналитики также отмечали, что Браун прагматик. Ноти, например, сказал, что у Брауна близкие отношения в Полом Вулфовицем, осажденным директором Всемирного банка и ведущим архитектором войны в Ираке.

"Браун не идеолог, - заявил Ноти. - Но я думаю, что он остро сознает ущерб, какой нанесло Блэру впечатление, что он уступил в своих суждениях Вашингтону. Брауну придется вести куда более умную игру".

Хотя Браун успешно руководит британской экономикой, он страдает от распространенного мнения, что у него нет харизмы Блэра и его инстинктивного понимания людей. Его также критикуют за контролирование мнений и нетерпимое отношение к взглядам, которые отличаются от его собственных. Один бывший советник недавно назвал методы руководства Брауна "сталинскими".

Браун был "книжным мальчиком" из шотландского городка шахтеров и производителей линолеума. Он поступил в Эдинбургский университет в возрасте 16 лет и стал одним из самых юных студентов в его истории. Из-за травмы, полученной во время игры в регби в подростковом возрасте, он ослеп на левый глаз; когда он выступает с речами, он пользуется заметками, напечатанными очень крупным шрифтом. Друзья говорили, что травма только усиливает его решимость добиться успеха.

Браун целиком посвятил себя работе, ему было уже почти 50 лет, когда он в 2000 году женился на Саре Макалей, руководителе пиар-агентства. Их первый ребенок, Дженнифер, родилась недоношенной и умерла в январе 2002 года. В 2003 у них родился сын Джон. Второй сын, Джеймс Фрэзер, родился прошлым летом и болен кистозным фиброзом. Друзья говорят, что из-за смерти дочери и болезни сына Браун сосредоточился на жизни за стеной политических документов.

Браун носит свитера и рубашки с открытым воротом, а улыбка часто выглядит так, как будто ее заставляет носить жена. В прошлом году он попытался представить себя более беззаботным, но его серьезность по-прежнему доминирует.

"Браун гораздо осторожнее Блэра, - заявил Ноти. - Браун - человек, у которого всегда есть план. Это мыслитель, который досконально обдумывает все. Когда он делает вывод, рассмотрев все стороны вопроса, он уверен, что не может ошибаться".

Источник: The Washington Post


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru