Культ осмеяния в демократическом обществе равнозначен разрешению расслабиться, в авторитарном обществе - разрешению убить, пишет Андре Глюксманн в своей статье, опубликованной в газете Corriere della Sera.
Автор статьи сохраняет бдительность, когда действиям или лицам присваивается характеристика "безумный". Очень часто поведение, которое не удается или не хочется понимать, объявляется неразумным. Сегодня в политике широко используется высмеивание. Безусловно, пишет автор, высмеивание и карикатура несут в себе определенный позитивный заряд и никогда не должны быть объектом запретов. Заявления о психическом нездоровье противника очень быстро вызывает реакцию, которую можно сравнить со снежным комом: первое лицо государства "буйно помешанный", его министры "повернуты" на одежде, деньгах или сексе. Но очень быстро наступает неожиданная реакция: оппозиция саморазрушается, а политические дебаты сводятся к пустой болтовне. Во Франции - Саркози, в Италии - Берлускони, в Великобритании - Браун, и даже Меркель в Германии, - правители и оппозиционеры становятся предметом насмешек.
На международной арене за аналогичным, весьма традиционным поведением скрываются планы, разработанные на основе последовательных стратегий, или даже преступные цели, о чем свидетельствует проявление негативных чувств по отношению к президенту Грузии Михаилу Саакашвили. "Москва скандирует свое послание в СМИ и правительствам зарубежных стран: ваш вчерашний певец свободы сегодня нуждается в психиатрическом лечении", пишет автор статьи. Россия даже может заменить своих солдат на "санитаров", как сказал Рогозин. Медведев в приступе гнева поставил знак равенства между Саакашвили и Гитлером. Все это не аргумент, но вот когда любезный Путин говорит о том, что "повесит за яйца" демократически избранного грузинского президента, почему во весь голос не спросить, пишет Андре Глюксманн, где же находится сумасшедший: в Тбилиси или в Кремле?
О молодой кавказской республике с подозрительной настойчивостью говорят, что она не идеальная демократия. Однако же, отмечает автор статьи, Грузия стала одной из немногих бывших советских республик, в которой прошли честные выборы, контролировавшиеся наблюдателями из ОБСЕ, в которой ведется борьба с коррупцией, наследием реального коммунизма. Четыре миллиона грузин, подавляющее большинство, заявили о том, что никогда не вернутся под крыло Святой Руси. Президент "Миша" на их стороне. Видимо, он потерял голову. "Только "психически больной" может подумать, что маленький народ хочет сам выбирать себе друзей и жить свободным в тени империи с населением, в 35 раз превышающим население Грузии", - пишет Андре Глюксманн. Империи, которая мнит себя второй мировой державой и позволяет себе относиться, как к макулатуре, к договорам о прекращении огня, подписанным Саркози, который в то время был президентом Европы.
Автор сравнивает послевоенную политику Сталина, подчинившего себе пол-Европы, с политикой Путина в условиях экономического кризиса. Вместо того чтобы умерить свой пыл, Путин говорит о том, что способен переучить старую Европу и приручить молодого Обаму. Путин, пишет автор статьи, шантажирует проблемами с газом, размещением ракет "Искандер", проводит военные учения с Чавесом, поставляет оборудование для атомных станций и противоракеты Ирану. А после того как было осуществлено вторжение в пределы независимого государства, были аннексированы две грузинские провинции, хозяева Кремля, в пику бессильным европейским наблюдателям, разворачивают там свои войска, танки и ракеты. И тем не менее, именно они говорят о провокации, когда НАТО подтверждает проведение учений, запланированных два года назад.
Россия испытывает особое влечение к сильным правителям. Путин проявил себя, стерев с лица земли Чечню. Быть может, Медведев, чтобы продемонстрировать свою мужественность, должен попытаться вновь завоевать Кавказ? Он рассчитывает на демонстрируемое по отношению к нему расположение Запада, чтобы нанести последний удар по "выпускнику Гарварда", пишет Андре Глюксманн.
Автор статьи напоминает об опыте, пережитом диссидентами Буковским и Глузманом в психиатрических клиниках КГБ, и пишет, что и сегодня в России "безумен" тот, кто сопротивляется. "Не стоит забывать, в какой школе прошли обучение Путин и большая часть тех, кто его окружает. "Безумная" Анна Политковская, моя погибшая подруга, предупреждала меня: "Они никогда не простят оскорбления, нанесенного "революцией роз", - пишет Андре Глюксманн.