В последние годы одно массовое разоблачение сменяет другое. Однако объем информационных утечек, которые становятся достоянием общественности, давно перекрывает их реальную значимость, считают авторы публикации в немецкой Die Welt.
В 2010 году Джулиан Ассанж предрешил судьбу Германии. "И борьба канцлера Меркель с собственной совестью, и взлет АдГ, и волна сирийских беженцев, захлестнувшая Европу, - все это результат той искры знания, при помощи которой Ассанж и его сайт Wikileaks зажгли обветшавший каркас ближневосточного мироустройства", - пишут авторы, имея в виду опубликованные интернет-платформой депеши американских дипломатов, обнародование которых привело сначала к свержению тунисского диктатора, затем к "арабской весне" и, наконец, к гражданской войне в Сирии.
"Сенсационные утечки информации стали новым мотором истории", - говорится в статье. И уже не имеет значения, что, по словам посла США в Кении Роберта Годека, "обычные тунисцы знали о коррупции в высших эшелонах власти". Предыстория переворота началась задолго до разоблачений Wikileaks. "В представлениях тех, кто стоит за публикациями утечек, их работа становится частью политики, на которую они хотят влиять. Тем самым они меняют местами причину и следствие, однако пафос, зародившийся вокруг массовых разоблачений с приходом Ассанжа, продолжает производить впечатление", - констатируют журналисты.
За последний месяц сразу две масштабные утечки не сходят с первых полос изданий: это "Панамские документы" и просочившаяся информация по TTIP. Что касается соглашения между США и ЕС, то, по словам заместителя председателя Европарламента Александра Ламсдорффа, вся "сенсационность", с которой были поданы в СМИ мнимые разоблачения, характеризуется поговоркой про "гору, которая родила мышь". Так, о "генно-модифицированной продукции", которую США якобы навязывают Европе и о которой с возмущением писали немецкие СМИ, в документе не идет и речи, говорит Ламсдорфф. В тексте соглашения говорится о "современных аграрных технологиях".
Как пишут далее авторы, успех такого современного феномена, как утечки данных и их обнародование, зависит целиком и полностью даже не от содержания, а от объема. Если Ассанж начинал с нескольких страниц форамта А4, то сегодня разоблачители апеллируют не одним миллионом документов.
По словам экс-сотрудника Wikileaks, покинувшего группу в 2010 году, Даниэля Домшайт-Берга, "Wikileaks потерпела неудачу именно из-за гигантского объема информации. У нас было столько документов, что мы их физически не могли проверить". Нужна была новая стратегия, и все, кроме Ассанжа, понимали это.
"Интернет-платформа и личность Джулиана Ассанжа слились воедино, чем дальше, тем больше речь шла о чем угодно, но не о деле", - сетует интернет-активист. Он говорит и о разрушительной силе медийных законов. "Вот, например, документы по Bank of America (BoA) - они были стерты с жесткого диска еще в период моей работы с Ассанжем, поскольку занимали слишком много места и были совершенно бесполезны. Но, как только было объявлено о том, что Wikileaks предположительно имеет компромат на компанию, ее биржевой курс тут же упал".
Похожая ситуация сложилась и вокруг "панамских разоблачений". Так, в связи со счетом в офшорной компании в отставку ушел премьер-министр Исландии Сигмундур Давид Гуннлейгссон. И это при том, что никаких доказательств его вины в уклонении от уплаты налогов или незаконной деятельности не было, подчеркивают авторы.
"Утечкой, которая привела к реальным последствиям, стало обнародование фактов шпионажа в интернете и прослушки телефонных разговоров западных партнеров, которыми занимались американские спецслужбы. За разоблачениями 2013 года стоял компьютерный специалист и сотрудник спецслужб Эдвард Сноуден. По всему миру прокатилась волна критики в адрес американского Агентства национальной безопасности (АНБ). Особой сенсацией стало то, что прослушивались в том числе переговоры глав государств и правительств", - говорится в материале. Разоблачения привели к периоду напряженности в отношениях между Вашингтоном и Берлином, в самой Америке Обама инициировал ряд законов, ограничивающих АНБ в сборе данных внутри страны.
"Эра разоблачений породила новый типаж - персонажей наподобие Сноудена. Он (или она) работает на компанию или учреждение, видит творящуюся там несправедливость и хочет положить ей конец, обнародовав соответствующие данные", - пишут журналисты. В наш век современных технологий и глобализации такие разоблачители-инсайдеры нуждаются в защите в связи с давлением, которое оказывается на них после публикации информации.
В 2012 году была создана организация Whistleblowers UK, которая помогает сотрудникам анонимно публиковать информацию, скрываемую работодателями. При этом информация подвергается тщательной многоступенчатой проверке, говорится в статье.
По словам эксперта из ЦРУ Джона Сазера, интересными разоблачения оказываются не только из-за их содержания, но и в связи с моментом обнародования. "С утечкой из Кремля, которой Ассанж много раз обещал поделиться, мы до сих пор не знакомы. Почему?" - задается вопросом Сазер. Кроме того, до сих пор остается неизвестным, кто передал журналистам "Панамское досье".
"Истинную причину публикации разоблачений обычно удается установить на основании анализа, против кого они направлены, кто является врагом объекта разоблачений и какой интерес он может преследовать", - поясняет Сазер. Но в случае с "Панамским документами" из-за их объема это не представляется возможным, заключает эксперт.