Следующим российским премьером мог бы стать Григорий Явлинский. Это, по меньшей мере, вывод из статьи политика-реформатора, которая на днях появится в российских СМИ. Слухи, будто Путин может предложить политику-реформатору Явлинскому, своему сопернику на президентских выборах, неожиданно важный государственный пост, ходят уже неделями. Явлинский, известный острой критикой в адрес Кремля, предлагает президенту для модернизации России заключить союз, для которого, на его взгляд, основной политической помехой является сегодняшнее правительство Касьянова.
Явлинский и Путин сблизились особенно во время драмы с захватом заложников. Президент задействовал Явлинского, который из-за своей последовательной критики чеченской войны пользуется на Кавказе относительно высоким доверием, в качестве посредника. По поручению Путина Явлинский вместе главой администрации Волошиным выработали в Кремле сценарий освобождения заложника. Правда, позже план Явлинского был отвергнут, но, тем не менее, Путин неожиданно похвалил вечного оппозиционера, сказав: "Нам есть о чем разговаривать".
Явлинский рисует черную картину экономических и политических неотложных дел для российского президента. Правда, экономическая система, которая возникла при Ельцине, в настоящее время стабилизировалась. Но из-за того, что 50% государственного бюджета зависят от экспорта нефти и газа, она может очень быстро оказаться в еще более глубоком структурном кризисе. Правительство Касьянова совершенно выдохлось. Экономика и государство живут не по закону, а по праву сильного, их существование базируется на личных связях и постоянно меняющихся договоренностях. Эта система могла бы быть стабильной, правда, в результате Россия была бы обречена на "демодернизацию". Путин был приведен к власти "одной совершенно конкретной политической, экономической, корпоративной группировкой на условии лояльности к ней". Тем не менее он является постоянной "потенциальной угрозой для элиты и ее режима".
Российский президент за стенами Кремля неминуемо должен был почувствовать себя государственным деятелем, считает Явлинский. "В результате появился носитель общегосударственных интересов и ценностей". Если Путин "имеет мужество, то он может действовать решительно". Он мог бы восстановить свободу печати и сформировать правительство, которое не имеет обязательств перед корпоративным кланом теневой экономики, чтобы предотвратить сползание страны на задворки мировой цивилизации. Явлинский напоминает о том, что 15 лет назад, когда исчезла тоталитарная система, происходило нечто похожее. Это, вероятно, было для России одним из последних шансов. Сегодня, заключает Явлинский, нет никакой альтернативы надеждам на доброго царя", так как общество слишком слабо, чтобы помочь себе самому.