Согласно опросу общественного мнения, большинство израильских евреев не считает, что с новым палестинским руководством удастся достичь соглашения о мире
Израильские евреи разделились на тех, кто думает, что уход Арафата с политической арены никак не повлияет на план одностороннего отделения от сектора Газа, и тех, кто утверждает, что в свете кончины Арафата сначала стоит предпринять попытку скоординировать процесс отделения с новым палестинским руководством и вернуться к одностороннему отделению лишь в случае неудачи.
Также наметился раскол по вопросу о попытках достичь мирной договоренности с палестинским руководством, которое придет на смену Арафату: не следует ли в данном случае приостановить реализацию плана одностороннего отделения?
Болезнь и смерть Арафата не смягчили враждебного к нему отношения со стороны Израиля, и его имидж остается крайне негативным: как и в прошлом, большинство израильских евреев считают его террористом, и лишь небольшое меньшинство воспринимает как государственного деятеля. Подавляющее большинство считает, что Израиль совершил ошибку, разрешив Арафату вернуться из Туниса в 1994 году в рамках Ословских договоренностей. Также значительно увеличилось количество тех, кто думает, что Арафат с самого начала интифады контролировал палестинскую улицу и акты насилия против израильтян.
Израильские евреи не высказывают оптимизма по поводу того, что Израилю удастся достичь мирных договоренностей с палестинцами при других лидерах. Этот скептицизм можно объяснить уверенностью израильского общества в том, что большинство палестинцев до сих пор не признает существования государства Израиль и что они уничтожили бы его, если бы могли.
Координация действий с ПА
На фоне болезни и ухода Арафата с политической арены среди израильского общества появились разногласия о реализации плана одностороннего отделения от сектора Газа - "за" высказались 40%. Столько же заявили, что сначала нужно попытаться достичь договоренностей с новым палестинским руководством, отказавшись от одностороннего подхода.
В арабском секторе 53% поддержали идею о попытке достижения договоренности с палестинцами, и лишь 29% выступают за продолжение реализации плана в одностороннем порядке.
Отвечая на вопрос о том, предпочтительнее ли в новой ситуации в ПА попытаться возвратиться за стол переговоров для заключения мирного договора с новым палестинским руководством при временной приостановке реализации плана отделения, 48% поддержали эту идею, и 43% высказались против.
Арабский сектор сделал выбор в пользу диалога с палестинским руководством: 58% высказались за отказ от плана отделения для достижения продолжительного мира. Против - 30%.
Болезнь и смерть Арафата не смягчили враждебного к нему отношения евреев. 79% характеризуют его как террориста, и лишь 5% называют эту персону государственным деятелем. 15% заявили, что он занимает промежуточное положение.
Его возвращение было ошибкой
64% израильских евреев подчеркивают, что Израиль допустил ошибку, разрешив Арафату вернуться на территории в рамках Ословских договоренностей.
Настроения арабского населения Израиля по этому вопросу отличаются. Три четверти арабов считают его государственным деятелем, 15% полагают, что он был и государственным деятелем, и террористом, и лишь 7% однозначно называют Арафата террористом. Что касается того, что Израиль разрешил Арафату вернуться в 1994 году, 64% арабов считают решение правильным, 15% называют это ошибкой, остальные воздержались от ответа.
В прошлом еврейское общество не было едино во мнении о том, контролировал ли Арафат насилие против Израиля. Израильское политическое и военное руководство уверено, что Арафат контролировал все происходящее. С ним согласны 75% израильских евреев, и лишь 29% говорят, что события разворачивались сами по себе, без вмешательства Арафата. Интересно, что арабское общество тоже считает, что Арафат контролировал события (54%), и лишь 32% заявили о его непричастности к насилию.
По вопросу о том, виноват ли Арафат в провале процесса Осло и возможно ли сейчас достичь мира с другим палестинским руководством, еврейские респонденты разделились: 49% верят, что в новой ситуации мира можно достичь, и 43% говорят о нереальности такой перспективы. Однако большинство - 58% - считает, что шансы на достижение такой договоренности теперь, после ухода Арафата из политической жизни, низки или вообще отсутствуют (32% назвали такие шансы высокими).
Оценка арабского сектора аналогична: пессимисты лидируют (53,3%), а оптимисты отстают (27%).
Этот пессимизм в отношении шансов на мир между Израилем и палестинцами даже в свете появления нового палестинского руководства можно объяснить оценкой намерений палестинцев в отношении Израиля. Как и в прошлом, примерно две трети опрошенных согласны с утверждением, что большинство палестинцев не смирились с существованием Израиля и уничтожили бы его, если бы могли. (13% не согласны с этим утверждением, и 23% не смогли определиться).
В арабском секторе 58% не поддерживают утверждения о деструктивных намерениях палестинцев, 22% согласны с ним, и около 20% воздержались от ответа.