Одной из наиболее специфических проблем является содержание заключенных в тюрьме Гуантанамо. Большинство из этих заключенных обвиняются в терроризме и связях с организацией "Аль-Каида". Среди них, в частности, есть несколько граждан Китая - этнических уйгуров. Администрации Буша до сих пор не может решить, что следует делать с этими людьми.
Сейчас в тюрьме Гуантанамо находятся 22 уйгура. Все они были задержаны в Афганистане, куда приехали со своей родины, из китайской провинции Синцзян. Уйгуры являются мусульманами. Вот уже много лет они периодически поднимают мятежи против китайских властей и выступают за выход из Китая.
Согласно заключению американских военных чиновников, по крайней мере половину заключенных-уйгуров следует отпустить, но сами узники заявили, что не желают возвращаться в Китай. Они боятся, что там их немедленно арестуют и казнят как террористов. Теперь американские чиновники вынуждены искать третью страну, которая согласится принять уйгуров. Пока те европейские страны, к которым с этой просьбой обратилась администрация США, в том числе Норвегия и Швейцария, дали отказ. Газеты еще нескольких европейских стран сообщили, что их правительства тоже отказались предоставить убежище уйгурам.
Пекин утверждает, что уйгуры являются опасными террористами и что США должны немедленно выдать их китайским властям, желая таким образом продемонстрировать верность своим обязательствам бороться с терроризмом во всем мире. На прошлой неделе представитель министерства иностранных дел Китая заявил, что отношения между Вашингтоном и Пекином могут осложниться, если США вышлют уйгуров в третью страну.
В минувшую пятницу особый трибунал рассматривал дело одного из этих людей, находящихся в Гуантанамо. Трибунал заключил, что он не являлся членом вражеского военного формирования и что в Афганистане его должны были не арестовывать, а направить в лагерь беженцев. Этот уйгур, 33-летний инвалид с искусственной левой ногой, заявил на суде, что он не враг Соединенным Штатам, и выразил надежду, что в будущем Америка поддержит уйгуров в их борьбе за независимость.
Дав присягу на Коране в том, что он будет говорить только правду, этот человек сказал: "Я действительно приехал в Афганистан. Но сделал это для того, чтобы найти место, где моя семья могла бы жить свободно, не страдая от притеснения китайских властей".
Он пояснил свое признание во время следствия в том, что являлся членом организации "Исламское движение Восточного Туркестана", которую правительство США рассматривает как экстремистскую мусульманскую группировку, действующую на территории Китая.
"Мы боремся против китайского правительства уже многие годы, - сказал он. - Но это вовсе не значит, что мы поддерживаем "Аль-Каиду".
Когда его попросили подробно рассказать о деятельности его организации, он отказался и заявил: "Ничего не могу сказать о секретных данных, которые я не знаю".