В первый день специального заседания Всемирного экономического форума в российской столице в прошлом месяце российский банкир Александр Слесарев попал на мушку каких-то недовольных клиентов. Неизвестные лица, вооруженные автоматами Калашникова, расстреляли в Подмосковье его бронированный Mercedes, в котором он ехал вместе со своими близкими. Банкир и его жена Наталия погибли на месте. Старшая дочь Елизавета получила тяжелые ранения и скончалась по пути в больницу, младшая дочь выжила. Градом пуль убило священника и монахиню, которые ехали в соседнем ряду.
37-летний Слесарев был хорошо известной фигурой в российских финансовых кругах. В начале 1990-х он был шофером такси, потом продавал цветы, но всего лишь за десять лет он стал одним из самых богатых в России людей. Благодаря отличным отношениям с Кремлем он создал несколько компаний, самыми важными из которых были банки. Насколько хорошими были эти отношения, подтверждается тем фактом, что он был одним из самых щедрых финансистов последней президентской кампании Владимира Путина.
Но весной 2004 года его банки "Содбизнесбанк" и "Кредиттраст" один за другим оказались замешаны в скандале. Российский Центробанк отозвал их лицензии в связи с предполагаемым отмыванием преступных денег. Вкладчики в спешке снимали свои деньги, и "Содбизнесбанк" обрушился.
Если бы это было в Риме
Если бы Всемирный экономический форум проходил где-то еще, то жестокое убийство банкира и его семьи немедленно попало бы в центр внимания. В конце концов, среди членов известного экономического форума, который раз в год собирается в Давосе в Швейцарии, есть крупнейшие банкиры, бизнесмены, промышленники и инвесторы.
Но конференция проходила в Москве, а в России убийство бизнесмена - явление привычное. Смерть Слесарева не вызвала ни у кого из российских бизнесменов или прибывших звезд глобальной коммерции замирания сердца. В конце первого дня организаторы, не моргнув глазом, провозгласили, что конференция открывается на оптимистической ноте.
Конечно, если вы иностранный инвестор, сумевший прорваться на российский энергетический или промышленный рынок и если вас не вытолкало из этого бизнеса правительство или его чиновники, у вас есть причины для оптимизма. И если вы чиновник одной из бесчисленных ветвей российского правительства, тоже. В некоторых случаях эти причины для оптимизма прочны, как золото, уютно размещенное на счетах в швейцарском банке.
И даже если вы российский гражданин, проживший большую часть жизни под советским каблуком, вы можете быть оптимистом. Но если вы приехали сюда из-за границы и смотрите на Россию через призму западных ценностей, вы испытываете как минимум растерянность. А в худшем случае - полное смятение. Перед вашими глазами встают российские миллиардеры, которые все активнее участвуют в израильской экономике и бизнесе, и израильские инвесторы, которые проявляют новый интерес ко всему российскому.
В сегодняшней России все начинается и все заканчивается ценой на сырье, металлы и, главное, нефть. ОПЕК не покидает заголовков газет, Запад одержим арабскими петродолларами, но Россия - вторая крупнейшая в мире нефтяная страна, уступающая только Саудовской Аравии. В 2004 году Россия добыла 460 млн тонн или 12% мировой добычи, больше, чем Ирак, Иран и Кувейт вместе взятые.
Россия также может похвастать огромными залежами природного газа, который все активнее заменяет нефть как источник энергии. В 2004 году Россия была крупнейшим в мире поставщиком газа, добыв 215 млрд кубометров или 26,5% мировой добычи. Это почти в два раза больше объемов Канады, занимающей следующее место за Россией.
Во всплеске цен на нефть во многом повинен огромный аппетит Индии и Китая. За семь лет Россия превратилась из страны на грани катастрофы в страну с колоссальными золотовалютными резервами. В 1998 году российское правительство объявило дефолт, но в последние три года налоговые поступления взмыли ввысь - в основном, благодаря экспорту нефти, газа и сырья.
Чтобы понять, как цены на нефть повлияли на Россию, вспомните, что в 1998 году, в год финансового краха, глобальные доходы от нефти тоже резко упали. В этом году доходы России от экспорта нефти должны достичь 120 млрд долларов, что в шесть раз больше по сравнению с 1998 годом.
"В российских недрах есть вся таблица Менделеева, - хвастается местный бизнесмен. - Пока мировая экономика растет, пока сохраняется индийский и китайский спрос и пока цена на нефть не упадет ниже 30 или 40 долларов за баррель, российскому правительству не о чем волноваться. А вы слышали, чтобы кто-нибудь предполагал, что нефть может упасть ниже 30 долларов, по крайней мере в следующие пять лет? Я не слышал. Вот почему мы настроены оптимистично".