Теперь, после выборов, можно попросить мир дать Обаме небольшую передышку и не требовать от него всего сразу, пишет колумнист The Forbes Мелик Кайлан. Самим же американцам пока следует заняться "калибровкой" своего видения мира и восприятия тех или иных кризисов.
Кайлан обращает внимание на новый всплеск внимания западной прессы к Грузии. Так, 6 ноября в The New York Times появилась большая разоблачительная статья, где сообщалось со ссылкой на ОБСЕ, что а) Тбилиси первым начал боевые действия, б) грузинская армия вела беспорядочный огонь по Цхинвали, что привело к жертвам среди мирного населения. Уже 8 ноября на веб-сайте BBC появилось сообщение о том, что ОБСЕ не смогла предупредить о надвигавшемся конфликте. Со ссылкой на высокопоставленное лицо в организации, ныне в отставке, отмечалось, что руководство ОБСЕ не прислушивалось к сообщениям о военной активности грузинской стороны, "пока Грузия не вторглась в южноосетинский регион".
Читать между строк, замечает автор статьи, тут несложно - Грузия-де напала первой. Выходит, раз Грузия напала первой, то Россия была спровоцирована и не могла не ответить. Тогда президент Грузии - "маньяк с пушкой", американцам надо сворачивать конфронтацию с Россией, и нет даже речи о холодной войне или попытке "испытать" Обаму. Новый президент может просто нажать кнопку "обновить", и перед ним появится новый мир - чистый, как tabula rasa.
Впрочем, на заре американского государства такие рассуждения назвали бы "основанными на вере", а не на "действительности". The New York Times и BBC могут мечтать, сколько им угодно, продолжает Кайлан, однако едва ли Обама, как рассудительный политик, на это "купится". Байден точно не купится.
В любом случае, у них не будет выбора, ведь премьер Путин и президент Медведев избрали жесткий имперский курс. Сам Медведев, поясняет колумнист The Forbes, вполне ясно обозначил свою позицию, не упомянув ни разу в ежегодном послании парламенту результаты выборов в США. Это значит: Россия действует самостоятельно, без оглядки на остальные страны.
Журналист издания подчеркивает, что он считает президента Грузии своим близким другом и, как и прежде, готов защищать действия Грузии. Ниже он приводит собственное мнение о том, что произошло 7-8 августа.
Не оспаривая сообщения ОБСЕ и The New York Times о том, что нападение грузинской стороны привело к жертвам среди мирного населения, автор замечает, что ни русские, ни грузинские силы не способны осуществлять точечные обстрелы.
Кайлан соглашается с тем, что, по сути, Грузия первой нанесла удар, чем резко обострила конфронтацию. Тем не менее, грузины сделали это, по его мнению, уже зная о прохождении колонны российских танков через Рокский тоннель, соединяющий Северную и Южную Осетию.
По мнению автора статьи, невозможно представить, что русские подготовили, заправили и обеспечили боеприпасами колонну из 200 танков менее чем за два дня, что это был внезапный, незапланированный ответ на агрессию. Российская армия, пишет Кайлан, не настолько эффективна. Значит, обе стороны прекрасно знали, что происходит.
Считается, продолжает он, что, открыв огонь первым, Саакашвили как бы спровоцировал конфликт и утратил моральное преимущество. Но альтернативным вариантом было бы дать русским вторгнуться и затем начать жаловать, стоя на безупречных позициях. Он же решил первым дать бой. Он знал, что ничего не сможет сделать, поскольку небо контролировалось российской авиацией. Более того, он знал, что союзники ему не помогут.
Автор статьи уверен, что Саакашвили связался с Белым домом, и ему сказали, что он сам по себе. Здесь неверно применять бинарную логику холодной войны: мол, администрация Буша подталкивала Тбилиси начать эту войну. Скорее, напротив: в течение многих лет Вашингтон отвечал отказом на просьбы Грузии продать системы ПВО. В конечном счете, Тбилиси удалось приобрести их у Израиля, но поставки неожиданно прекратились в начале лета этого года - считается, что по просьбе России.
Кроме этого, администрация Буша в первые дни конфликта не делала практически ничего, чтобы остановить Москву, пишет Кайлан. Лишь после редакторской статьи в The Wall Street Journal ("Пока что администрация пропала без вести") Вашингтон начал предпринимать какие-то шаги. Как иронизирует Кайлан, наверное, надо поблагодарить WSJ за поспешный визит Кондолизы Райс в Тбилиси - вероятно, благодаря ему российские танки так и не дошли до грузинской столицы.
Грузия всегда была в конце списка приоритетов Белого дома, заключает автор. Саакашвили не был "незаменимым союзником" настолько, чтобы держать русских на почтительном расстоянии. И Путин знал это. Пусть теперь настал дивный новый мир без Буша - Путин по-прежнему это знает.