Интервью с французским философом Андрэ Глюксманом, выступающим против строительства Кремлем "новой стены" на Кавказе, публикует Le Nouvel Observateur.
"Я с 1970-х годов выступаю против угнетения народов кремлевской системой. Я знаю, что Берлинская стена пала, что коммунизм в качестве доктрины официально исчез из России. При этом был выбор, и после 1989 года это был выбор между двумя путями. Первый путь, олицетворением которого был Гавел, - путь свободы и демократии, сделавший возможным мирное разделение Чехии и Словакии, когда стало ясно, что Чехословакия уже не объединяет два народа. И есть другой путь - путь Милошевича, собравшего все силы армии, полиции, номенклатуры, официально отказавшегося от марксизма, но не отказавшегося от его методов. И это привело к этническим чисткам и войнам", - указывает Глюксман.
Путин идет этим же путем, считает он. Внутри страны существует подавление. Продолжают убивать журналистов, а также адвокатов, борцов за права человека, сотрудников "Мемориала" и простых граждан, когда их действия не устраивают власть. Кроме того, Кремль применяет постоянную агрессию по отношению к народам, которые его не устраивают. Так, чеченцы за последние десять лет потеряли каждого пятого мирного жителя, в прошлом году русские танки атаковали Грузию. Но это началось не в августе прошлого года - это продолжение политики российской интервенции в Грузию, проводимой с 1991-1992 годов, считает Глюксман. Сегодня она привела к фактической аннексии Абхазии и Южной Осетии. Официально - во имя прав населяющих их народов, но то, как Кремль "уважает" права чеченского народа, довольно ясно показывает, о чем идет речь, сказал философ в беседе с корреспондентом Селин Люсато. По его словам, действия России в Абхазии - аннексия, раздел Грузии, и это похоже на Берлинскую стену и экспансионистскую политику закрытости, проводившуюся в Европе с 1945 года.
По мнению Глюксмана, российские власти всегда проводили экспансионистскую политику, "это началось не с коммунизма, а с царей", и продолжается поныне. "Но в этом нет ничего фатального. Поначалу война в Чечне вызвала протест многих россиян. Это воспитание российского населения, Кремлю надо показать всем своим подданным, что он сильнее, что он действует без колебаний. Поэтому он не испытывает колебаний ни в Чечне, ни в Грузии", - сказал он.
Глюксман настаивает, что президент Франции Николя Саркози на встрече со своим российским коллегой должен не просто поднять эти вопросы, "но и выступить против репрессивной и экспансионистской политики Кремля".
Глюксман убежден, что его почти десятилетние парижские выступления в защиту Чечни "способствовали тому, что Путин не стал продолжать истребительную войну до конца". Теперь на смену массовому уничтожению пришла политика чеченизации, охоты на отдельных людей. "Наши манифестации приносят пользу, хотя и не имеют столь решающего значения, как некогда в Восточной Европе. Но следует помнить, отмечая годовщину падения Берлинской стены, что европейское антитоталитарное движение началось в июне 1953 года и через поражения пришло к победе", - сказал он в заключение.