Русская православная церковь требует монополии
В России переписчики не задают вопрос о вероисповедании. Этого не пожелала Русская православная церковь. Она рассматривает вопрос "Ваше отношение к религии" как угрозу; ведь может оказаться, что большинство ничего не желает даже слышать о церкви или что слишком много опрошенных относят себя к другим конфессиям.
Например, в республике Мари-Эл. Она находится на Волге, между Казанью и Нижним Новгородом, и насчитывает почти 800 000 жителей. Половина принадлежит к народу мари, который раньше назывался еще и черемисами; столько же мари живет в соседних регионах. Они говорят на угро-финском языке и считаются обращенными в православную веру ? за исключением незначительного исламского меньшинства.
Однако такая оценка может оказаться ошибочной. Здесь снова возрождается исконная религия, которую до присоединения к России в XVI веке исповедовал весь народ. Основанное на ней национально-религиозное движение "кугу-сорта", которое с середины XIX столетия было направлено против миссионерских устремлений православной церкви и против индустриализации, было головной болью для советской власти до тридцатых годов. У него есть последователи, которые видят самоопределение нации в исконной вере. Примерно в 300 населенных пунктов совершаются "языческие ритуалы", сообщается в официальных документах.
Языческое религиозное течение вызывает интерес у молодежи. Они требуют, апеллируя к закону религии от 1997 года, признания в качестве религиозной общины. Если выяснится, что это массовая проблема, претензии православной церкви на то, чтобы быть моральным и духовным оплотом для всех русских и многих других народов многонационального российского государства, окажутся безосновательными. Социологи уже установили, что только пять процентов граждан (7 млн человек) оценивают себя сегодня как настоящих православных верующих.
Этим частично объясняется раздражение, которое вызывают полмиллиона католиков, являющиеся при таком раскладе существенным христианско-экуменическим фактором, но не частью государственного христианства. Со времени "большой чистки" тридцатых годов в Советском Союзе практически не осталось католических священнослужителей. Но остались верующие. Среди рядовых верующих вражды нет, по крайней мере, не всюду. Но патриарх Алексий II жестко работает над тем, чтобы сделать православие государственной религией и даже готов принять под свое крыло поносимых в течение нескольких веков старообрядцев.
Повод для распрей с католической церковью возник у патриархии в феврале этого года. Тогда Ватикан объявил о намерении поднять статус четырех бывших на территории России администратур до уровня епархий. Православные всполошились. Патриарх Алексий II упрекал в сентябре Ватикан в экспансии. Рим "браконьерствует на православной территории", - говорил тогда Александр Абрамов из отдела внешних сношений московской патриархии.
Меж тем московская патриархия получил поддержку со стороны почетного руководителя мирового православия, Вселенского патриарха Варфоломея Константинопольского. По информации агентства "РИА-Новости", неделю назад он сказал Алексию II, что Ватикан не согласовал церковное преобразование с Русской православной церковью, посчитав это излишним. Уже давно католики, живущие вне пределов России, говорят о борьбе церквей, в которой одна из сторон ? российское государство. Русские церковные деятели, конечно, умывают руки и невинно вопрошают, мол, что они могут поделать, если российское государство отказывает иностранным священнослужителям в визе? Ведь церковь не прилагает к паспортам визы с видом на жительство.
В апреле во въезде было отказано иркутскому епископу Ежи Мазуру, поляку, который возвращался из поездки на родину. Двумя неделями раньше итальянский священник Стефано Каприо не смог вернуться в Россию, где он в течение десяти лет беспрепятственно проповедовал верующим католикам. Затем не продлили визу словацкому священнику Станиславу Крайняку, настоятелю католического прихода в Ярославле. Есть еще как минимум два аналогичных случая.
В мае Папа написал письмо президенту Владимиру Путину с просьбой все же выдать визу епископу Мазуру. Наконец в конце августа ответ в Ватикан поступил, однако архиепископ Тадеуш Кондрусевич, глава российских католиков, дал понять, что ответ не достаточен и Путин не объясняет причину отказа в визе.
Насколько велика проблема? Считается, что в России 500 000 католиков. Однако, если справиться об этом в общинах, то получаешь уклончивый ответ: "Мы даже не знаем, где еще в нашем регионе есть последователи нашей церкви. Сначала нам их нужно найти". Не удивительно, если, например, в Красноярском крае, простирающемся с севера на юг на 3000, а с востока на запад ? более чем на 1500 км, работают только четыре католических священнослужителя. Переписчики могли бы узнать, где им следует искать.