Его называли Medienkanzler - медийный канцлер. С этим великолепным, телегеничным лидером не мог сравниться ни один из политиков современной Германии. И вот вчера для Герхарда Шредера настал момент молчания. Никаких выступлений перед телекамерами, никаких боевых лозунгов перед микрофонами, лишь короткая фраза: "Возможное участие в правительстве не соответствует моим планам на будущее. Моя карьера будет развиваться в ином направлении".
Канцлер, с которым левые силы Германии открыли для себя, что самореклама и волюнтаристский стиль могут приносить победу, тихо покинул политическую арену. Он, элегантный и энергичный, очень часто его называли "мачо", мужчина-шовинист, уступил женщине кресло на предпоследнем этаже здания канцелярии, простую большую комнату, из окон которой открывается великолепный вид на Берлин, с прямыми телефонами в Елисейский дворец, Белый дом, в Кремль и на Даунинг-стрит.
Теперь, как говорят в столице, он сможет больше времени уделять молодой жене Дорис, ее дочери Кларе и маленькой Виктории, русской девочке, удочеренной при содействии Путина. Он продолжит заниматься текущими делами, посетит ближайший европейский саммит в Великобритании. По словам председателя СДПГ Франца Мюнтеферига, он продолжит участие в переговорах между социал-демократами и христианскими демократами по программе правительства. Потом будет прощание.
Для СДПГ настанут непростые времена. Партия, которая на протяжении семи лет пребывания его на посту канцлера постоянно его критиковала, отвергала его реформы в социальной сфере, теперь осознала, что без активного участия Medienkanzler в избирательной кампании она стремительно скатывается к поражению. Партия чувствует себя сиротой без Шредера еще до его официального ухода в отставку. Жизнь великого мудреца, бывшего лидера, к которому прислушивались и которого уважали, ставит Шредера в один ряд с бывшим канцлером, социал-демократом Гельмутом Шмидтом (его идолом), Киссинджером и Горбачевым.
Как говорят в Берлине, если переговоры по "Большой коалиции" потерпят провал, канцлер, которого недолюбливали и слишком поздно осознали его достоинства, станет козырным тузом, спасением СПДГ. Если будут назначены новые выборы, он вернется на политическую арену.