Глобальное потепление и таяние льдов открывают арктическим предпринимателям хорошие возможности для бизнеса. Но, пожалуй, больше всего поводов для радости у Пэта Броу.
Броу, американский железнодорожный магнат, купил заброшенный субарктический порт Черчилль в Канаде в 1997 году за 7 долларов.
Сегодня он намерен заработать сотни миллионов, поскольку отступающие льды освобождают проходы, открывая перспективы удлинения сезона навигации.
Сейчас арктические земли идут нарасхват у бизнесменов, правительств и землеустроителей, понимающих, что тающий лед, вызывающий озабоченность экологов, для них является благом.
Потенциальную выгоду это сулит прежде всего Норвегии и России, утверждает The New York Times, которая вчера опубликовала аналитический материал о явлении, получившем у экспертов название "большой игры в холодном климате".
Последнее обследование арктической ледовой шапки показало, что нынешним летом она достигла наименьшего размера.
Для 57-летнего Броу таяние льдов - это возможность создать "арктический мост", морской путь между Мурманском и Черчиллем, который намного короче других путей из Северной Европы в Северную Америку.
Конечным пунктом привычного пути из Мурманска в Канаду является Тандер-Бей в Онтарио. Путь обычно занимает 17 дней. От Мурманска до Черчилля можно добраться всего за восемь дней.
В настоящее время морской путь из Мурманска в Черчилль открыт с июля по октябрь, поскольку остальную часть года Гудзонов залив покрыт льдом. Но Броу и российское правительство рассчитывают, что из-за потепления порт будет открыт гораздо дольше, возможно, до восьми месяцев в году.
В последние годы Черчилль с населением в 1 тыс. жителей может рассчитывать только на прибыль от нескольких тысяч туристов в год, приезжающих посмотреть на белых медведей и китов. Но в январе здесь побывал российский посол в Канаде Георгий Мамедов, являющийся сторонником "арктического моста". В город приезжали также промышленники, судовладельцы и производители зерна.
Черчилль попал в руки Броу почти случайно. Заплатив 11 млн долларов за 810 миль железнодорожных путей в Манитобе, находившихся в частной собственности, он купил порт на аукционе у канадского правительства, мечтающего избавиться от объекта, приносящего одни убытки. С тех пор его компания OmniTrax потратила 50 млн долларов на углубление акватории порта, чтобы он мог принимать большие суда и танкеры.
Таяние льдов скоро будет приносить Черчиллю 100 млн долларов в год. Рон Лемье, министр транспорта Манитобы, заявил The New York Times: "Это, пожалуй, положительная сторона глобального потепления".