"Протоколы" основываются на книге "Диалоги в аду", представляющей собой вымышленный разговор между Макиавелли и Монтескье, она была напечатана в Бельгии в 1864 году. Это был завуалированный выпад против Наполеона III. Автором этой книги был Морис Жоли - журналист, желавший показать, что тирания не только является аморальной, но и, прежде всего, не соответствует духу времени. Евреи в этом произведении вообще не упоминались.
Этот трактат начальник российского департамента тайной полиции за границей Петр Иванович Рачковский, ярый реакционер, приказал переписать, чтобы очернить перед царем ориентированного на запад министра промышленности Сергея Юльевича Витте. Модернизация должна была быть представлена как дело рук еврейских заговорщиков. А евреев Николай II не любил.
Подделывал трактат, главным образом, шпион по имени Матвей Головинский. Он просто взял аргументы Макиавелли - по версии Мориса Жоли - и приписал их неким "сионским мудрецам": евреи у него признают, что они распространяют либерализм, чтобы подорвать старый порядок и посеять хаос. Добившись своей цели, говорится там, они будут железным кулаком управлять человечеством и возведут на трон властителя из рода Давида.
Состряпанное на скорую руку произведение Рачковский передал православному священнику Сергею Нилусу, который и опубликовал "Протоколы". Это произошло в 1905 году, когда революционеры попытались свергнуть авторитарный режим в России; таким образом, "Протоколы", в конце концов, попали в руки к царю. Он, однако, не считал их подлинными, тем не менее, Витте, к тому моменту уже премьер-министр, был отстранен от должности и заменен настроенным против либерализма Столыпиным. Так что за историей антисемитского заговора скрывается заговор настоящий.
Не далее как на последней книжной ярмарке в Москве была представлена книга "Загадка Сионских протоколов", на страницах которой автор Олег Платонов вновь пытается доказать подлинность "Протоколов". Несмотря на то что в России запрещено распространение расистских и национал-социалистических произведений, подобные книжки пользуются спросом. В Российском еврейском конгрессе считают, что их делает бестселлерами повседневный антисемитизм.