Беседа с журналисткой Еленой Трегубовой о Путине
- Госпожа Трегубова, Владимир Путин приглашал вас в декабре 1998 года на ужин. В то время он был как раз на пути к власти. Как вы считаете, хотел ли Путин расположить вас к себе как женщину или как делового партнера?
- Я тоже задавала себе такой вопрос. Я думаю, что как истинный чекист он надеялся добиться того, и другого. Тем не менее, у него ничего не вышло.
- Но это был великолепный вечер, как вы пишете в своей книге. Там вы называете его "гениальным отражателем".
- Он быстро добился того, чтобы я расслабилась внутренне. Мы говорили о книгах, он был очень обходительным и вел себя так, как будто мы хорошие приятели. В этом и состоит большой талант Путина: он умеет превосходно приспосабливаться к собеседнику. Однако, несмотря на это, я все время помнила о том, что он был сотрудником КГБ, действующим лицом организации, на чьей совести миллионы русских жизней и которая до сих пор не поплатилась за это.
- Характер Путина вы описали как "подлый, жестокий и садистский", как "смесь Сталина и Брежнева". Для стороннего наблюдателя это звучит несколько преувеличенно.
- Возможно, это и так. Я считаю, что Путин, прежде всего, слабая личность. Он панически боится свободной прессы. Он боится потерять контроль. Боится увидеть самого себя в невыгодном свете. Он просто взял и приобщил все СМИ к господствующей идеологии.
- Но как такая слабая личность смогла встать во главе экс-супердержавы?
- По несчастливому стечению обстоятельств, проще говоря, при помощи интриг внутри клана Ельцина. Когда подошел к концу второй срок президентства Ельцина, страна стояла на пороге решительных изменений. В то время у нас были многообещающие люди, к примеру премьер Степашин, Черномырдин, Лужков. Все они соответствовали формату лидера государства, но были не в почете у прокремлевских олигархов, таких как Березовский или Абрамович, поскольку представляли прямую угрозу их бизнесу. Как вам, наверное, известно, на сегодняшний день 99% всего "большого бизнеса" осуществляется в России по мафиозным каналам, ни один успешный бизнесмен не может их обойти. В итоге, в Кремль олигархическими наушниками был посажен Путин - молодой, галантный бывший агент КГБ, который обеспечивал бы им защиту их интересов и выглядел вполне надежным.
- Является ли это одним из качеств Путина - то, что его недооценивают?
- Определенно. На самом деле, он прежде всего абсолютно бессовестный, более бессовестный и аморальный, чем сами олигархи. Не существует правил, которые он бы не нарушал. На это не рассчитывали даже олигархи.
- Одно правило Путина выглядит очевидным: пока ты играешь по моим правилам, ты входишь в семью.
- Но горе тебе, если ты этого не делаешь, даже если это случится лишь однажды. Тогда мы отберем у тебя все, беспощадно, все до последнего. Сигнал Путина был таков: вы должны знать, что только Кремль может решать, кто отправится в тюрьму, а кому будет разрешено вести "большой бизнес". Будьте послушными, и тогда мы дадим вам свободу действий.
- Как вы считаете, Путин обладает большей властью, чем в свое время Сталин или Брежнев?
- Он обладает большей властью, чем, по крайней мере, все советские лидеры после Сталина.
- По вашим словам, первый урок Путина как политика состоял в том, что СМИ нужно держать под контролем. Его политика в отношении СМИ выглядит вполне последовательной.
- В этом и лежит вся фатальность тактики олигархов. Чтобы оградить себя и свое тепленькое местечко от неподдающихся расчету преемников Ельцина, они ввели в игру Путина и положили начало медийной кампании, которая позиционировала Путина как сильного человека. Война в Чечне пришла им в этом на помощь, и через несколько месяцев, согласно опросам, уже не 2, а 45% населения стало доверять премьеру Путину. А потом он стал президентом.
-:И принялся за СМИ. Как это происходило?
- Его пресс-служба давала понять всем, кто писал или говорил что-то критичное в адрес проводимой им политики, что тем самым они рискуют своей аккредитацией. Доступом к информации. И, само собой разумеется, местом работы, поскольку Кремль контролировал через своих верных людей и посредством долей в компаниях все важнейшие СМИ в стране. Однажды меня просто не пустили в здание, где я работала. В конце концов, из Кремля позвонили моему главному редактору, и он вышвырнул меня вон. Сегодняшний журналистский пул в Кремле состоит исключительно из ручных журналистов, которые все время говорят "да" и любят икру.
- Удивительно, что в такой большой стране, как Россия, не наблюдается волны сопротивления всему этому.
- Этому противились многие журналисты, а также такие олигархи, как Гусинский или Березовский, которым принадлежали некоторые важнейшие СМИ. Но Кремль оказался сильнее. Кроме того, у нас в России слишком слаба традиция выражать демократический протест.
- Будет ли Путин в 2008 году претендовать на третий президентский срок, несмотря на то что это противоречит конституции?
- Думаю, что да. Возможно, на несколько месяцев он поставит вместо себя какую-нибудь марионетку, чтобы затем вернуться и снова править в течение двух сроков. В соответствии с конституцией.
- Вы утверждаете, что Путин не обладает политическим видением. На Западе, напротив, преобладает мнение, что он укрепляет позиции России на мировой арене. Создается впечатление, что самосознание русских постоянно растет.
- Это верно. Но это самосознание относится только к обеспеченным жителям Москвы, Санкт-Петербурга и их окрестностей. Что касается демократии или социальных аспектов, то здесь политика Путина близка к катастрофе. Кроме того, такое горделивое поведение ориентировано определенно на Запад. Об этом свидетельствует и продолжительное заигрывание Путина с Ираном. Запад оказывает ему всяческие знаки внимания только потому, что у него есть нефтегазовые ресурсы и ядерное оружие. Лукашенко же можно критиковать спокойно, однако Путина лучше не трогать.
- Ошибочно ли впечатление, что Путин достаточно популярен в России?
- Отнюдь. Он всегда предстает себя в наиболее выгодном свете. При этом он вырезал в Чечне практически половину населения. При нем практически исчезло независимое правосудие. Он посадил в тюрьму одного из самых богатых людей в стране, поскольку хотел избавиться от него как от политического конкурента и заполучить его нефть. Сегодня стоит вспомнить, что Гитлер тоже пользовался популярностью в Германии.
- Вы сами стали жертвой политики Путина - вы не пострадали в результате взрыва бомбы, прогремевшего через несколько месяцев после выхода вашей книги в феврале 2004 года, только благодаря тому, что преступник перепутал, по всей вероятности, номер квартиры.
- Да, мне очень повезло. После этого со мной почти целый год случались истерики. Один мой знакомый предприниматель уговорил меня нанять за его счет телохранителя. После выхода в свет моей книги и покушения мое лицо несколько раз мелькало по телевидению, и неожиданно люди на улице начали меня узнавать. К счастью, это скоро закончилось, кроме того, я нахожусь в списке людей, которых нельзя показывать по телевидению, а его с некоторых пор строго придерживаются все крупные телеканалы.
- Вы продолжаете жить в той же самой квартире.
- Да. Самое ужасное позади, шумиха по поводу моей книги сошла на нет, Путин крепко держится в седле, а я больше не могу нигде публиковаться.
- Вы поменяли свою жизнь журналистки на жизнь писательницы. Вы не жалеете?
- Напротив, я очень рада этому. Меня уважают и поддерживают журналисты во всем мире. Сейчас я как раз пишу свой первый роман, мне это приносит столько удовольствия, сколько не приносила до этого журналистская работа. Я могу добавить к этому только одно: большое вам спасибо, Владимир Владимирович!
Елена Трегубова, 33 года, в течение пяти лет была кремлевским корреспондентом московской газеты "Коммерсант", затем была уволена главным редактором в связи с "неподходящим" освещением событий. Книга Трегубовой - ее расплата с путинской автократией - вызвала в российском обществе громкий скандал. В настоящее время продано около полумиллиона экземпляров. Через несколько месяцев после выхода книги в свет Трегубовой чудом удалось спастись от взрыва бомбы, подложенной под дверью квартиры. "Байки кремлевского диггера" переведены на немецкий язык и опубликованы в издательстве Tropen Verlag.