Представители США вчера заявили, что они продолжают работать над соглашением по вступлению России во Всемирную торговую организацию, несмотря на решение "Газпрома" осваивать огромное газовое месторождение "Штокман" самостоятельно и унизить иностранных партнеров.
Решение по Штокмановскому месторождению, согласно которому "Газпром" будет продавать газ преимущественно в Европу, а не в США, как планировалось изначально, омрачило американо-российские переговоры по ВТО в Женеве на этой неделе.
Но чиновники утверждали, что обе стороны по-прежнему надеются достичь соглашения задолго до ноябрьского саммита форума "Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество" (АТЭС), в котором примут участие президенты США и России.
"Мы сосредоточены на том, чтобы заключить сделку, - заявил пресс-секретарь аппарата торгового представителя США. - Общая цель - попытаться этого достичь к концу месяца".
Предполагаемое двустороннее соглашение с США, последней крупной экономикой, чье согласие необходимо, чтобы открыть России путь в ВТО, сорвалось на июльском саммите "большой восьмерки" в Петербурге из-за возникших в последний момент разногласий, связанных с экспортом мяса из США в Россию.
Членство поставит Москву в рамки многосторонней торговой системы и повысит ее международный статус.
Аналитики заявили, что решение "Газпрома" по "Штокману" почти наверняка связано с теми фактами, которые Москва считает американскими проволочками с соглашением о ВТО, и с общим усилением предполагаемой враждебности США по отношению к России.
Хотя Кремль отрицает связь между двумя вопросами, большинство наблюдателей полагают, что они тесно переплелись нынешним летом.
Некоторые высокопоставленные московские чиновники в частном порядке обвинили Вашингтон в том, что он умышленном сорвал июльские переговоры, потому что уже не хочет соглашения по ВТО.
Стивен Дашевский, глава аналитического отдела Aton Capital, заявил, что "Штокман" из-за своих огромных размеров "всегда будет политическим вопросом".
"А учитывая отсутствие прогресса на переговорах с американцами о самом "Штокмане" и о вступлении в ВТО, Россия, на мой взгляд, приняла разумное дипломатическое решение, в основном решив не пускать иностранных партнеров".
Российский президент Владимир Путин вчера подтвердил, что у "Газпрома" будет 100-процентный контроль над освоением Штокмановского месторождения, но добавил, что не исключено, что иностранным компаниям предложат участвовать в проекте.
Российские источники отметили, что он имел в виду техническую помощь и субподряды, которые могут отдать иностранным компаниям, что в понедельник дал понять "Газпром".
Это, пожалуй, слабое утешение для пяти компаний из короткого списка - норвежских Norsk Hydro и Statoil, французской Total и американских Chevron и ConocoPhillips of the US - которые рассчитывали на пакеты акций "Штокмана".
Но аналитики добавили, что в объяснении генерального директора "Газпрома" Алексея Миллера, заявившего, что иностранные партнеры из короткого списка не предложили взамен соответствующих активов, может быть доля истины.
Источники, знакомые с образом мыслей Кремля, сообщили, что чиновники полны решимости обеспечивать наилучшие из возможных для России условий в будущих энергетических соглашениях.
Они высказали мнение, что предыдущие сделки, в особенности три соглашения о разделе продукции (СРП), подписанные в 1990-е годы, оказались крайне невыгодными для России.
СРП подразумевает освобождение от обычных налоговых требований, а взамен Россия получает долю нефти и газа, добытых после того, как иностранные партнеры окупили затраты на освоение.
В число СРП входит газовый проект "Сахалин-2", который ведет Royal Dutch Shell, оказавшийся под огнем якобы из-за экологических нарушений, после того как Shell удвоила оценку проектных расходов, отодвинув таким образом момент, когда Россия начнет получать прибыль.
Отраслевые источники сообщили, что некоторые предполагаемые партнеры по "Штокману" недавно потребовали дополнительной юридической защиты и гарантий в урегулировании конфликтов, отчасти из-за нервозности, возникшей в связи с давлением на "Сахалин-2".
Аналитики также отметили, что на иностранных партнеров оказывают давление акционеры, требующие не платить слишком дорого за участие в "Штокмане", учитывая задержки и превышения сметы, обычные для крупных проектов, и они воздержались от предложения своих лучших активов.
Нил Бакли из Москвы, Фрэнсис Вильямс из Женевы, Алан Битти из Лондона и Хью Вильямсон из Дрездена