Израиль надеется, что проведенные КНДР в понедельник ядерные испытания дадут хотя бы один положительный результат - усиление давления с целью остановить Иран.
Эту возможность будет проверена на будущей неделе, когда премьер-министр Эхуд Ольмерт поедет в Москву и встретится с российским президентом Владимиром Путиным. Представители Израиля будут добиваться отрезвления России, которая ведет себя двусмысленно в отношении поддержки санкции против Исламской республики.
"Они не в восторге" от северокорейских испытаний, заявил источник в израильском МИДе. - Мы надеется, что теперь что-то произойдет с Ираном".
"Все необходимое время и отсрочки" уже даны Ирану, с тем чтобы выполнить требования мирового сообщества, которое пытается остановить иранскую ядерную программу, сказал источник. Россия, равно как США и ЕС, теперь может стать нетерпеливее, так как КНДР продемонстрировала готовность сопротивляться международному давлению, добавил он.
Всеобщая озабоченность, вызванная северокорейскими испытаниями, может мотивировать международную организацию занять более жесткую позицию по Ирану, заявил во вторник посол Израиля в ООН Дан Гиллерман.
"Эти испытания и международная атмосфера, возможно, дают нам некоторую надежду, что и в иранском вопросе мы увидим более решительные действия Совета Безопасности, - сказал он. - Мир в большой степени понимает, что происходит сегодня с КНДР и ее ядерной программой, а то, что собирается делать Иран, гораздо хуже, гораздо страшнее и гораздо опаснее".
США, Франция, Британия, Россия, Китай и Германия на прошлой неделе договорились бороться за возможные санкции против Ирана, но не дошли до того, чтобы требовать карательных мер от Совета Безопасности ООН, который пока не стремится действовать.
По словам Эфраима Кама, заместителя директора Института проблем национальной безопасности при Тель-Авивском университете, Россия - это серьезная сила, когда речь идет о санкциях Совбеза.
"Ключ к введению санкций - это Россия, - заявил он. - Если русские согласятся, будут санкции. Если они не согласятся, не будет санкций".
Кам отметил, что время визита Ольмерта - это случайность.
"Встреча пришлась на удачное время, потому что правительства озабочены корейской историей, - заявил он. - Это может быть хорошим аргументом, чтобы сказать России: если вы не присоединитесь к попыткам остановить Иран, прежде чем у него появится бомба, демонтировать бомбу потом будет намного трудней. Посмотрите на КНДР. Остановить их теперь намного сложнее".
Кам отметил, что в отношении России к Ирану за последний год произошли изменения, зазвучала критика и требования прекратить обогащение урана, когда она начала понимать, "что Иран действительно пытается получить атомную бомбу".
Недовольство России может усилиться из-за действий КНДР, заявил Кам, добавив: "Поскольку русские осуждают поведение КНДР, как почти все, я думаю, северокорейский случай приведет к какому-то согласованному мнению, что необходимо что-то предпринять".
Но Эфраим Инбар, директор Центра стратегических исследований Бегина-Садата при университете Бар-Илан, подчеркнул, что, несмотря на заинтересованность России в стабильности и господстве в регионе, Путин готов мириться с мыслью о ядерном Иране и ядерной КНДР из желания "порадоваться поражению американцев".
Хотя израильский визит приурочен к 15-й годовщине восстановления дипломатических отношений между двумя странами, Инбар заявил, что Россия во многом возвращается к старым советским подходам.
"У них по-прежнему империалистическое представление о Ближнем Востоке, - сказал он. - Они хотят предотвратить американское господство в регионе".
Все это, по мнению Инбара, означает, что "Ольмерт впустую тратит время на поездку в Москву".