Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
11 октября 2006 г.

Жорж Нива | Le Temps

Убийство Анны Политковской говорит об опасных тенденциях

Мы ошеломлены убийством Анны Политковской. Ее можно было любить или не любить, находить ее суждения чрезмерно резкими или нет, но в любом случае она была исключительно отважным журналистом, а ее роль оппозиционера была полезной для России. Во Франции издательство Buchet-Chastel только что выпустило в свет ее книгу "Несчастная Россия". Но следует отметить, что Анна Политковская публиковала те же книги на русском языке, что она регулярно писала очень острые статьи в своей собственной стране. Одним словом, она была оппозиционеркой не на службе Запада, а ради России.

К сожалению, сегодняшняя Россия все еще не понимает, как полезно иметь оппозицию, даже очень пылкую. Там, где не слышен голос оппозиции, все делается втайне от всех.

К сожалению также, это не первое убийство такого рода.

В июне 2005 года в Санкт-Петербурге правозащитник Николай Гиренко был злодейски убит в передней собственной квартиры неизвестными, которые бежали, ничего у него не похитив. Городская интеллигенция была взволнована, Европейский университет в Санкт-Петербурге почтил его память. Расследование до сих пор не дало никаких результатов.

Два месяца назад был убит заместитель председателя Центрального банка РФ Андрей Козлов. Он претворял в жизнь президентскую политику проверки банковской сферы: проверял лицензии, выданные частным банкам, и во многих случаях, вызывавших подозрения, отзывал их. В прошлую субботу была убита Анна Политковская. Она была решительной противницей нынешней власти. Относительно убийцы существуют две версии: он был оплачен олигархами или сам был праворадикалом (то есть начинающим фашистом).

Три убийства (и еще дюжина других, если взять более продолжительный период) с политическим подтекстом. Конечно, они разнятся по своим мотивам. Но эти три убийства, оставаясь безнаказанными, лишь усиливают у части российской интеллигенции ощущение стыда, у молчаливого большинства - привыкание к насилию, а у кого-то и злорадство.

Некоторые в тоске перезваниваются, выходят на демонстрации в Москве и Санкт-Петербурге. Их оппоненты проводят другие демонстрации - под лозунгами "Россия для русских", "Россия, вперед!" Те, кто посередине, хранят равнодушие.

Что же происходит под относительно спокойной поверхностью сегодняшней России? Демократическая, она же "правая", оппозиция не пополняет своих рядов, не переходит 5-процентного барьера на парламентских выборах (Анна Политковская была близка к партии "Яблоко", возглавляемой Явлинским). Либералы существуют, но они очень слабы.

На другом краю политического спектра беснуются фашиствующие группы, поносящие заграницу, Ватикан, Америку и кавказские мафии, захватившие рынки, в частности, грузин.

Президентская партия "Единая Россия" оккупирует политическое и экономическое пространство (культурное - пока нет), особенно в провинции.

Проблемы, существовавшие в последние годы советской власти, но державшиеся под спудом, сегодня выходят на поверхность практически повсеместно. В карельском городе Кондопога после убийства кавказцами двух русских на почве мафиозного раздела рынков, начались погромы.

Резко обостряется спор России с Грузией. Власти сравнивают грузинского президента Саакашвили с Лаврентием Берией, приспешником и палачом Сталина. Конечно, действия грузинского президента импульсивны и неосторожны, но все-таки называть его вторым Берией значит делать ему слишком много чести... И не подразумевается ли при этом, что истинные виновники российских бед - это "другие"?

Сегодня Россия ставит перед нами очень важный вопрос: что скрывается за внешним спокойствием? Внешнее спокойствие сегодняшней стабилизированной России может вызывать удивление у некоторых западных СМИ, но факт остается фактом: пенсии (немного повысившиеся) выплачиваются, зарплаты - тоже, уровень жизни поднимается, средний класс растет, причем не только в обеих столицах. До Путина все это отнюдь не было очевидным.

Но за этим спокойствием просматриваются все новые признаки возможного взрыва: мелкие погромы иностранных студентов, убийства оппозиционеров, которых считают изменниками своей страны. Истеричная пропаганда "российской доктрины". К этому добавляется несоразмерная реакция власти на действия соседних республик - бывших составных частей СССР (которые часто ведут себя с Россией как если бы они хотели слишком многого - получать дешевый российский газ и проводить в отношении России чуть ли не провокационную политику)...

Парадокс в том, что если есть в мире страна, давно решившая проблему интеграции (как ее называют в Западной Европе), то это именно Россия, издавна являвшая собой мозаику славянских и азиатских народов, оседлого и кочевого населения, европейцев и коренных жителей. Татары интегрировались в XVI веке, ислам интегрировался в XIX столетии (когда была построена большая мечеть в Санкт-Петербурге). Даже на Кавказе после сдачи в плен в 1860-х годах эмира Шамиля и до депортации чеченского народа в 1944 году был мир: это многие поколения!

Русская культура неоднородна, она похожа на культуру Римской империи времен заката, в которой Августин был африканцем, Тацит из Нарбоннской провинции - галлом. До сих пор русская культура богата такими вкраплениями: Фазиль Искандер - абхаз, Друце - молдаванин, Еим - кореец...

Но на поверхность выходит и другая концепция русской культуры - закрытая, одноразмерная, которая в случае своей победы радикально изменит облик России.

К сожалению, убийство Анны Политковской указывает на глубинные течения, все сильнее будоражащие воду под поверхностью, и никто не знает, не затопят ли они однажды республику, которую тогда будут сравнивать с Веймарской.

Источник: Le Temps


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru