Дружба - да, но теперь как можно быстрее пролейте свет на убийство Анны Политковской, неудобной журналистки, убитой в Москве. Ангела Меркель поставила такое условие в ходе встречи в Дрездене с российским президентом Владимиром Путиным. И добилась удовлетворения, по крайней мере на словах: гость обещал провести суровое расследование и защищать свободы. Таким образом, стратегическое партнерство между Германией и Россией продолжается, но эра услужливого молчания ее предшественника Герхарда Шредера закончилась: первая женщина, возглавившая Германию, стремится к тесному партнерству, но требует от Кремля уважительного отношения к принципам права. Гость, приехавший с холода, принимает удар и парирует - впервые он осуждает "неприемлемое убийство". И тут же использует свои сильные аргументы: он предлагает Германии вдвое увеличить поставки газа и энергии, а в Европу инвестировать больше русских нефтедолларов, например, посредством увеличения российского участия в пакете Eads - аэрокосмического гиганта, переживающего кризис из-за Airbus.
Убийство в Москве, как мрачная туча, нависло над вчерашней встречей Меркель и Путина. Саммит проходил в Дрездене, городе, где нынешний глава Кремля начал карьеру в роли агента КГБ. В этом городе периодически проходит российско-германская встреча "Петербургский диалог". Диалог, начавшийся в понедельник на уровне экспертов, был открыт по решению Меркель минутой молчания в память об Анне Политковской.
"Свобода печати является неотъемлемой частью демократического развития общества, и это убийство меня потрясло", - сказала Меркель своему гостю. Демонстранты, находившиеся на улице, осуждали Путина. "Убийца! Тебя не ждут в Германии!" - кричали они. Благодаря новому, открытому диалогу с немцами Путин вчера впервые прервал молчание по поводу убийства журналистки.
Запад хочет с Россией открытой и откровенной дружбы, сказала канцлер, которая, единственная из всех западных лидеров, ведет беседы с Путиным на русском языке. Она не скрывала опасений ЕС и НАТО относительно усиливающихся тенденций поворота Москвы к авторитаризму. Но Берлин хочет также, чтобы Россия была привязана к сотрудничеству с Западом. Этого требуют, как говорят в окружении канцлера, ядерные вызовы Северной Кореи и Ирана, а также другие международные кризисы. Антагонистическая позиция России по этим вопросам стала бы серьезной проблемой. Путин об этом знает, к тому же он ловко предложил более широкое экономическое сотрудничество. Помимо Airbus, появилось предложение об удвоении поставок газа и энергии в Германию, что превратило бы Берлин в жизненно важный центр энергетической европейской политики. Наконец, разрядке призван способствовать и такой момент: энергетический гигант "Газпром", крайне близкий к Кремлю, выделяет 100 млн евро, спонсируя и спасая Schalke 04 - легендарную футбольную команду из Рура, переживающую серьезные трудности. После окончания холодной войны отношения Восток - Запад проходят, в числе прочего, и через футбол.