Полгода назад под Смоленском разбился Ту-154, на борту которого находился президент Польши Лех Качиньский, а также видные представители польской политической элиты, армии и интеллигенции. "Сегодня, - пишет Die Welt, - с трудом продвигающееся расследование катастрофы все больше походит на проверку российско-польских отношений".
Этой осенью в Польше не проходит и дня без того, чтобы в СМИ не появилось новых деталей в связи с расследованием катастрофы под Смоленском. По словам ведущего новостей на телеканале TVN, польские следователи "находятся в растерянности", поскольку сотрудничество с российскими следственными органами выстраивается с большими трудностями. Как пишет польская Rzeczpospolita, премьер Дональд Туск стал "заложником" своей политики примирения с Россией. "После катастрофы возникло ощущение, что Туск и Путин, Польша и Россия намерены избавиться от исторических разногласий. Российская искренность и сочувствие настолько тронули поляков, что по стране прокатилась волна симпатии в адрес России".
Однако уже в мае, продолжает издание, бывший советник президента по экономическим вопросам Андрей Илларионов в открытом письме предостерег от слепой веры российским властям. По мнению бывшего соратника нынешнего премьера, пути которых разошлись в 2005 году, Москва не заинтересована в расследовании причин катастрофы. Злые языки утверждают: то, как Россия расследует причины катастроф - примером тому служит трагедия с подлодкой "Курск" - не вписывается в образ правового государства, в котором безоговорочно обнародуются детали произошедшего.
В Польше, продолжает издание, независимо друг от друга расследование проводят военная прокуратура и государственная комиссия по авиакатастрофам. Вопросов, связанных с причинами, повлекшими за собой крушение правительственной машины, множество: это и давление, которое предположительно оказывалось на пилотов, и скорее всего имевшее место указание самого президента совершить посадку несмотря на погодные условия.
Однако, пишет автор, нельзя оставлять без внимания и возможную ответственность российской стороны. Так, российские следователи винят в произошедшем исключительно польских пилотов. При этом Илларионов убежден в том, что ошибка пилотов стала не единственной причиной крушения авиалайнера. По его словам, российские диспетчеры дали неверную информацию об удаленности самолета от взлетно-посадочной полосы, что указывает на отсутствие профессионализма или связано с определенным психическим или физическим состоянием диспетчеров. Кроме того, указывает Илларионов, может существовать и другая причина. "Я пытаюсь избегать теорий заговора", - продолжает он. Однако политика Качиньского, направленная на ликвидацию старых связей в спецслужбах Польши, его визит солидарности в Грузию в 2008 году, когда российские танки продвигались к Тбилиси, - все это было более чем неприятно Москве.
Проблема расследования, продолжает издание, во многом связана с тем, что польские следователи находятся в сильной зависимости от своих российских партнеров. С российской стороны следствием руководит Межгосударственный авиационный комитет. Как отмечает автор публикации, "в расследовании обстоятельств большинства крупных авиакатастроф МАК списывал вину на летчиков, несмотря на то, что существовали веские доказательства технических неисправностей". Как пишет издание, руководитель МАК Татьяна Адонина имеет в отрасли свои бизнес-интересы. По сообщениям СМИ, она владеет акциями крупнейшего российского авиаперевозчика компании "Трансаэро". "Может ли эта комиссия отвечать за безоговорочно честное расследование?" - задается вопросом автор, замечая, что следствие катастрофы под Смоленском может стать проверкой существования правовой государственности в России.