"Не думай о секундах свысока" - российское правосудие подтвердило эту истину при рассмотрении апелляции участниц "панк-молебна" в ХХС. "Екатерина Самуцевич провела перед иконостасом 15 секунд. Надежда Толоконникова и Мария Алехина находились там 50 секунд. Мы не понимаем разницы", - заявил адвокат Николай Полозов, комментируя решение об условном сроке лишь для одной активистки. Кремль хочет расстроить единство антипутинской троицы?
В среду российский суд рассмотрел апелляцию и оставил в силе приговор двум участницам акции Pussy Riot, тогда как третью освободил, заменив ей срок на условный, сообщает The Wall Street Journal. Международное сообщество осудило этот процесс как попытку заткнуть рты инакомыслящим. Дело также обнажило глубокий раскол в российском обществе, связанный с отношением к роли церкви и волне антипутинских акций протеста в Москве, говорится в статье.
Самая старшая из группы Pussy Riot отпущена на свободу, и возникает вопрос: предала ли она своих подруг, в отношении которых приговор был подтвержден, пишет Никола Ломбардоцци в газете La Repubblica.
"Катя отступила, а может быть, нет. Как бы то ни было, она на свободе. Мария и Надя ее обняли и, кажется, действительно рады за нее. Им было отказано в просьбе отбывать наказание в тюрьме, где они находятся с марта, и выполнять обязанности уборщиц. В самое ближайшее время они будут переведены в исправительную колонию вместе с другими женщинами, осужденными за более тяжкие преступления", - говорится в статье.
Иными словами, подтвержден тезис Владимира Путина, высказанный им накануне: "Суровое наказание? Они получили то, что заслужили". "Освобождение Кати воспринимается теперь как тонкий политических ход, направленный на раскол движения, возникшего вокруг трех девушек, арестованных за то, что с алтаря храма Христа Спасителя призывали Деву Марию освободить их от Путина", - пишет автор статьи.
Самуцевич приняла техническое решение - отказалась от услуг воинствующих адвокатов и доверилась защитнице, менее политически мотивированной. Ее позиция: "Моя подзащитная была задержана полицией еще до того, как приблизилась к алтарю, в то время, как другие уже пели. Это подтверждают свидетели и видеозаписи". Другие адвокаты до самого последнего момента продолжали отстаивать жесткую линию. Даже вчера глава группы адвокатов Виолетта Волкова, представитель оппозиции, делала ставку на обличение высокомерия власти и на карательный аспект правосудия.
По мнению писателя Эдуарда Лимонова, "адвокат должен защищать своего клиента. Проводить митинги в зале суда, раздражать судей, игнорировать смягчающие обстоятельства - это серьезные ошибки. Подтверждение приговора - это пощечина, которую режим хотел отвесить адвокатам", - цитирует издание.
Клаус-Хельге Донат в комментарии для Tageszeitung пишет, что российская власть изо всех сил старается рассорить оппозицию. Обращение с Pussy Riot - сигнал, что власть не уступает оппозиции и что каждый может быть следующим.
Тем не менее, пишет Донат, стратегия новых адвокатов, сделавших упор на то, что Самуцевич не могла участвовать в акции, так как ее задержали охранники, была разумной. Суд, "чуждый принципам правовой государственности, мог и не обратить внимания на такие детали", отмечает Донат. Однако, по его мнению, по логике Кремля дело Pussy Riot должно "сплотить консервативный и нетолерантный путинский электорат в провинциях", а условный срок удовлетворил тех избирателей Путина, которым первоначальный приговор показался слишком жестким.
На взгляд Натальи Антоновой, обозревателя The Guardian, Самуцевич поступила разумно, сменив адвоката, поскольку между судьей Сыровой и адвокатами подсудимых сложились неприязненные отношения.
В суде, а затем в приговоре судьи Сыровой делался большой акцент на кощунственности танца перед алтарем. Но Самуцевич так и не станцевала перед алтарем - ее выпроводили охранники. Впоследствии она вполне добровольно давала показания полиции и не пыталась скрыться от правосудия. Новый адвокат Ирина Хрунова подала апелляцию, опираясь на все эти факты. При этом в апелляции не затушевывается политический характер акции.
Тревожно, что милосердие суда в данном случае нас шокирует, заключает автор, "но еще тревожнее тот факт, что остальные две осужденные нескоро воссоединятся с родными".
"Российское правосудие хочет разрушить единство Pussy Riot" - пишет Le Figaro. Одна из девушек, обвиненных в кощунстве, отпущена, две другие участницы пробудут два года в тюрьме. Новый адвокат Самуцевич Ирина Хрунова, взявшаяся за дело неделю назад, решила настаивать на том, что ее подзащитная хотела участвовать в панк-молебне, но не успела этого сделать.
Другие участницы использовали заседание, чтобы выступить против Путина и РПЦ, пишет автор. По мнению Надежды Толоконниковой, преследуя их, российский президент ведет страну к гражданской войне. Адвокаты двух девушек, которые решили до последнего поддерживать эту политическую линию, не преминули высказаться против решения суда. "Екатерина Самуцевич провела перед иконостасом 15 секунд. Надежда Толоконникова и Мария Алехина находились там 50 секунд. Мы не понимаем разницы", - заявил адвокат Николай Полозов.
"Девушки очень довольны, они поздравили Катю. В группе нет раскола", - сказал Петр Верзилов, муж Надежды. "Однако международной общественностью история воспринимается по-другому, - комментирует журналистка. - Освободив Екатерину Самуцевич, правосудие расстроило единство этой антипутинской троицы. Уставшая от скандала российская власть возвращает контроль в свои руки".
Московский суд заменил одной из участниц панк-группы Pussy Riot, Екатерине Самуцевич, реальный срок условным, однако Надежда Толоконникова и Мария Алехина, воспитывающие маленьких детей, отправятся на два года в колонию, пишет Юлия Смирнова на сайте De Welt.
После освобождения Самуцевич извинилась перед верующими. В отличие от нее, две других участницы группы говорили дольше и ожесточеннее, свидетельствует журналистка. "За семь месяцев непрекращающейся кампании травли и лжи мы потеряли всякую веру в суд, - заявила Мария Алехина. - Мы просто хотели выразить протест против слияния духовной и политической элиты". А покаяние, требуемое Русской православной церковью, является, по мнению Алехиной, "вымогательством".
"Когда Мария Алехина упомянула имя Владимира Путина, судья перебила ее, - рассказывает автор статьи. - Однако девушке удалось сказать то, что она хотела". "Вот, президент говорит, что название нашей группы неприлично, - заявила Алехина. - На самом деле Pussy Riot переводится намного приличнее, чем некоторые высказывания самого президента вроде "мочить в сортире" или "размазать печень по асфальту". Также суд перебил и Надежду Толоконникову, предупреждавшую о том, что "Владимир Путин ведет страну к новой гражданской войне".
Между тем в воскресенье телеканал НТВ показал фильм о Владимире Путине, в котором президент высказал свое мнение по поводу выступления в Храме Христа Спасителя, что было расценено адвокатом Марком Фейгиным в качестве давления на суд.
Грубой попыткой вмешательства во внутренние дела" назвал российский МИД номинацию участниц группы на премию Сахарова, продолжает Юлия Смирнова. В самой России большая часть населения одобряет приговор, признает журналистка. По результатам опроса, проведенного "Левада-Центром", 43% россиян считают, что наказание участницам панк-группы было слишком мягким, 35% посчитали наказание адекватным. Виной тому, полагает автор статьи, телевидение, создавшее девушкам образ радикальной антирелигиозной группы.
Также по теме:
Подпольная жизнь участницы Pussy Riot (Le Figaro)
Pussy Riot распадается? (The New Republic)