В начале 1990-х, когда распался СССР, Сушован Гхош усадил своих коллег в микроавтобус и покатил по депрессивным поселкам и голодным городам, от прогоревших заводов к одиноким киоскам, повествует The Huffington Post. Гхош и его коллеги проводили опросы среди курящих россиян, расплачиваясь бесплатными сигаретами, а иногда гамбургерами, поясняют журналисты Джейсон Черкис и Зак Картер. Для чего? Чтобы разработать брэнд сигарет, которые предпочтут россияне.
"Работа Гхоша на производителей сигарет была хаотичной, несдержанной и, в конечном итоге, несла смерть. Но для Митта Ромни и его коллег по Bain & Co. то был шанс грести деньги лопатой. Гхош говорит, что отчитывался непосредственно перед Ромни, которого очень привлекал российский рынок", - говорится в статье.
В то время Ромни был главным управляющим Bain & Co. - консалтинговой фирмы, которая стала для него трамплином в карьере.
Деятельность Ромни во главе инвестфонда Bain Capital активно освещается в США, но его роль в Bain & Co. почти ускользнула от критического взгляда общественности, сетует издание.
И вот теперь The Huffington Post путем расследования выяснила: "консалтинговая фирма помогла Philip Morris увеличить прибыль в США и помогла двум другим табачным титанам, когда они состязались за выход на российский рынок".
По мнению издания, это весьма не похоже на сделки, с помощью которых Ромни культивирует свой имидж "благородного торгового агента, обслуживающего средний класс" - человека, имеющего отношение к сетям детских садов, пиццерий и т.п.
"В России бизнес Bain не имел отношения к продукции, благоприятной для семьи, - сделки касались сигарет", - подчеркивает издание. По данным авторов, Bain также "действовала в тени постсоветской экономики, в том числе помогала организовывать анонимные, запутанные денежные платежи, чтобы скрыть крупные сделки от регуляторов и конкурентов".
Таким образом, Bain участвовала в "куче-мале" (по выражению издания), в ходе которой "разворовывались крупные отрасли промышленности, между тем как западные технократы помогали передать богатства России в руки кучки олигархов". Происходившее спровоцировало негодование россиян, на волне которого пришел к власти Путин. В результате "Кремль получил господство над страной, которую Ромни недавно назвал "нашим геополитическим врагом номер один", заключают авторы.
Bain закрепилась в России, используя деньги американских налогоплательщиков - "применяя те же методы, которые отточила в США", говорится в статье. В марте 1993 года правительство США заключило с Bain & Co. контракт на 3,9 млн долларов, по которому фирме поручалось консультировать администрацию Ельцина на темы приватизации. "Консультанты Ромни помогали иностранным компаниям и потенциальным олигархам разобраться, как лучше присвоить богатства России. Был даже написан официальный учебник", - говорится в статье. Bain также пользовалась связями среди высокопоставленных российских чиновников, чтобы организовывать выгодные сделки для своих клиентов - табачных компаний.
Для американских и британских производителей сигарет российский рынок стал палочкой-выручалочкой: "в их странах объем продаж снижался, поскольку компании осуждались за продажу товара, вызывающего зависимость и смерть".
По сообщению The Huffington Post, расследование подготовлено по материалам архивов, интервью бывших сотрудников Bain, американских экспертов, московских борцов с курением и тех, кто по личному опыту знаком с "периодом разнузданной приватизации в России".
"Из документов явствует, что Bain с рвением помогала клиенту выйти на российский рынок табака, несмотря на очевидный и хорошо доказанный вред курения для здоровья", - говорится в статье. Где в тот период работал Ромни? Его избирательный штаб утверждает, что он вернулся в Bain & Co. на период 1990-1992 годов - "в ключевой период работы фирмы на табачные компании". Однако, согласно некоторым документам, Ромни работал в Bain & Co. еще летом 1994 года.
"Неясно, имел ли сам Ромни отношение к табачным контрактам Bain. Но в качестве главного управляющего он нес ответственность за работу компании", - говорится в статье. Bain и Ромни отказались отвечать на вопросы о своей деятельности, потенциально связанной с российским табачным рынком.
Между тем в России "настоящий кризис в области здоровья населения", заявляет Мэттью Л. Майерс, президент Campaign for Tobacco-Free Kids. По его словам, деятельность крупных западных табачных компаний в России непосредственно связана с астрономическим ростом числа курящих среди молодежи, особенно девушек. Если в 1992 году курили лишь 7% россиянок, то в 2009 году - почти 22%.
Всего в России сегодня почти 44 млн курильщиков. По словам Дмитрия Янина, главы одной из организаций защиты потребителей, ежегодно в России 400 тыс. человек умирают от причин, связанных с курением. При этом British American Tobacco (BAT, клиент Bain в описываемый период) контролирует почти четверть рынка и сохраняет тесные связи с высокопоставленными чиновниками, утверждает издание.
Сам Митт Ромни не курит, поскольку это запрещено его верой - мормонизмом, напоминает издание. Но именно контракты с крупными табачными компаниями помогли Ромни в начале 1990-х спасти Bain & Co. от банкротства и привести к процветанию, полагают авторы. Например, Bain рекомендовала Philip Morris "начинать и осуществлять программы по поддержке прав курильщиков, бороться с решениями регуляторов и улучшать свой корпоративный имидж" в США.
В 1990 году один из основателей Bain Ральф Уиллард создал дочернюю компанию Bain Link, чтобы пробиться на рынок СССР. "Мы подумали, что будет круто стать первыми в этой загадочной стране", - пояснил Уиллард в интервью. Их партнером стал ученый Абель Аганбегян, советник президента Горбачева по экономике. Уилларда даже пригласили в Кремль, который показался ему похожим на отель из фильма "Сияние" ("бесконечные коридоры с выцветшими коврами и пустые, обшарпанные бальные залы"). Советские чиновники предложили Уилларду дать оценку проекту некой зарубежной автомобильной компании. Но Уиллард отказался, решив, что ему не хочется "помогать этим людям против западной компании", "быть агентом умирающего сталинистского режима", как выразился он в интервью.
И все же Уиллард заключил, что против работы с западными компаниями, желающими инвестировать в СССР, ничего не имеет. "Полагаю, там мы занимались благородным делом", - говорит он теперь. Гхош, упомянутый в первом абзаце, был одним из вице-президентов Bain Link.
Аналитики Bain сочли, что для западных табачных компаний Россия - самый прибыльный рынок: отечественные сигареты - слишком крепкие, заводы - устаревшие. "А главное, в России не было ни контроля общественных организаций, ни регулятивных норм, обязательных к исполнению", - пишет издание.
По данным авторов, команда Гхоша также взяла на себя и переговоры с российскими табачными фабриками и дистрибьюторами - то есть выполняла функцию, которую в США несут специалисты по корпоративным слияниям из инвестбанков.
"В тот же период, когда Bain начала налаживать более тесные связи с BAT, фирма Ромни сумела понравиться еще двум крупным клиентам - правительствам США и России", - говорится в статье. По данным авторов, в 1993 году по инициативе Агентства США по международному развитию Bain стала одним из главных консультантов администрации Ельцина по вопросам приватизации, причем ее гонорар - 3,9 млн долларов - оплатили американские налогоплательщики.
Издание вводит читателей в курс дела: "Предполагалось, что в России приватизация станет шагом к демократии. Но из-за подставных аукционов и других сомнительных захватов, устроенных правительством России и его финансовыми советниками, российские граждане вскоре обнаружили, что в постсоветской экономике им не принадлежит почти ничего, а кучке лиц со связями в политических кругах, - почти все". "Россия была вроде завоеванной провинции, а Bain и другие дельцы-авантюристы помогали разделить трофеи", - говорит экономист Дэвид Эллермен, в начале 1990-х работавший во Всемирном банке.
Bain старалась извлечь выгоду из всего, считает издание. "Она не только заведовала тысячами случаев приватизации за ваучеры, но и рекламировала свою российскую команду как экспертов по приватизации в России, суля большую прибыль благодаря своим связям с российскими властями", - говорится в статье. Иначе говоря, Bain работала по обе стороны баррикады - например, развивала приватизацию в Саратовской области и одновременно консультировала BAT по вопросу о покупке табачной фабрики в регионе.
Консультанты Bain также разъясняли BAT, как она теоретически может уклониться от уплаты налогов в России. "Bain сообщала BAT, что почти все в цепочке поставок сигарет пользуются замысловатыми уловками с налогами", - пишет газета. Упоминалось о "манипуляциях со счетами-фактурами" и "подкупе таможенников". Из другого доклада следует, что в Bain знали о разгуле коррупции: розничных торговцев часто "контролирует организация типа мафии".
"А Bain понимала, что BAT осуществляет много сделок в России, ввозя сигареты контрабандой", - пишет издание, ссылаясь на статью Анны Гилмор (Батский университет).
Газета подробно останавливается на приобретении BAT некой табачной фабрики в Саратове. "BAT никогда не смогла бы заключить эту сделку без помощи Bain. Консультанты договаривались о цене покупки с конкретными рабочими и сомнительными инвестфондами, организовывали запутанные, небезупречные в юридическом плане операции. Сотрудники Bain лично вручали деньги владельцам фабрики", - говорится в статье. Например, чтобы сохранить конфиденциальность, средства пересылались на личные счета сотрудников Bain и BAT: "в странах, где лучше развито верховенство закона, подобные действия запрещены законом", - разъясняет издание. Но, по словам профессора экономики Дэвида Катца (Массачусетский университет), то была типичная уловка западных компаний в России, занимавшихся "уклонением от уплаты налогов, отмыванием денег и/или старавшихся скрыть свою причастность к сомнительной сделке и связи с крайне неприятными фигурами".
Позднее Bain помогала BAT также на рынках табака в Турции, Узбекистане, Киргизии и Казахстане.
"К 1995 году Ромни покинул Bain & Co., но механизм, запущенный под его руководством, продолжал работать. Табачный бизнес стал частью корпоративной культуры Bain. Он никого не коробил", - говорится в статье.
Кульминацией "российских контрактов" Bain стала реклама сигарет среди подростков и женщин - "одни из самых опасных и эффективных проектов фирмы", по выражению авторов. Сегодня BAT продает в России сигареты, к которым приложен бесплатный подарок - бижутерия. "Российские подростки никуда не могут спрятаться от табачной индустрии, даже если захотят", - пишет издание, поясняя, что сигареты рекламируются в глянцевых журналах и кинотеатрах.