Главный патологоанатом Нью-Йорка Чарльз Хирш по сей день работает над идентификацией жертв терактов
Память Нью-Йорка хранится в белой палатке высотой с трехэтажный дом и шириной более 30 метров в Ист Ривере, на 30-й улице, всего в нескольких сотнях метрах от Организации Объединенных Наций. Здесь в 16 рефрижераторах находится более 20 000 фрагментов человеческих жизней ? пальцы, кости, волосы, кожа. Останки жертв терактов во Всемирном торговом центре. Белая палатка ? это самый большой морг в Америке, и возможно, во всем мире.
Это также место работы Чарльза Хирша, главного патологоанатома Нью-Йорка. Ежегодно в течение многих лет он исследовал более 25 000 трупов, среди них ? около 700 жертв убийств. Однако 11 сентября прошлого года характер его работы изменился: Хирш больше не ищет причину смерти. Он ищет людей, устанавливает фамилии тех, от которых остались только отдельные фрагменты, иногда всего лишь крохотная частичка кожи или осколок кости.
"Близкие родственники покойных задают нам вопросы, и мы пытаемся найти ответы", - говорит Хирш, которого поддерживает группа из 140 коллег, биологов, криминалистов и стоматологов. Родственники хотят захоронить хоть что-то, хотят хоть как-то поставить на этом точку. Тем временем 1377 жертв ? около половины из 2800 ? были идентифицированы Хиршем на основании 19 859 фрагментов.
"От некоторых мы нашли по 200 фрагментов, от других ? только один крохотный кусочек", - рассказывает Хирш, который сразу после атаки первого самолета вместе со своей командой отправился в ВТЦ и организовал там в маленькой палатке первый морг. Когда "близнецы" обрушились, Хирш оказался весь в пыли, а один из его сотрудников сломал ногу, спасаясь бегством от падающей башни. Тогда Хирш наполнил пылью первую пробирку. Она и сегодня стоит на его письменном столе.
Более чем в 500 случаях Хирш мог идентифицировать жертвы только благодаря генетическому анализу. "Это диалог со смертью", - говорит об этой процедуре Хирш, умалчивая при этом о своих собственных чувствах ("Спросите меня об этом снова года через 3-4"). Первую жертву он смог идентифицировать 24 октября. Материалом для этого послужили волосы и частички кожи, которые врачи сравнивали с тем, что осталось на расческах или зубных щетках, принесенных родственниками погибших вскоре после терактов. Почти 2000 предметов, наследство мертвых, все еще хранятся в палатке.
Он никогда не оставит это дело, обещал Хирш родственникам. У него больше нет выходных и праздничных дней. "Смерть не знает каникул", - говорит он. При этом врач понимает, что и у него есть предел времени, что когда-нибудь он должен будет остановиться. "Моя цель ? это идентификация 70 процентов", - говорит Хирш, работа которого на сегодняшний день уже обошлась больше чем в 24 млн. долларов. "Остальные жертвы просто испарились и, наверное, навсегда останутся неопознанными". Их родственники и друзья получат только урну с пылью с места трагедии.
Большего родственникам покойных Хирш пообещать не может. В большинстве случаев ? только стеклянную трубочку с пылью. И те кусочки, благодаря которым была проведена идентификация. Зачастую фрагменты, которые патологоанатом передает родственникам, не видно невооруженным глазом. Однако для многих это даже больше, чем они ожидали. "Я хотел получить хоть что-то, что можно похоронить", - говорит Джимми Бойл, чей сын, пожарный Майкл Бойл, погиб при спасательных работах в ВТЦ. "Это немного успокаивает меня и дает возможность поговорить с моим сыном у его могилы".