Тридцать лет спустя после переворота генерала Пиночета и самоубийства президента Сальвадора Альенде во дворце Ла Монеда, чилийцы готовятся отметить годовщину этого события. Каждый сделает это по-своему: бывшие противники до сих пор не могут примириться.
Дверь президентского дворца Ла Монеда (улица Моранде, 80), которая не открывалась целых тридцать лет, вновь распахнулась. Именно этим входом предпочитали пользоваться соратники и члены ближайшего окружения президента Сальвадора Альенде во времена правления Народного единства. Именно через эту дверь последние обитатели Ла Монеды 11 сентября 1973 года покинули объятое пламенем здание через несколько часов после того, как из него было вынесено тело Сальвадора Альенде. С тех пор сторонники покойного президента каждый год пытались возложить венок возле этого места.
В поисках символического акта, позволяющего почтить память Сальвадора Альенде через тридцать лет после его смерти, чилийское правительство и президент-социалист Рикардо Лагос решили в этот четверг "открыть дверь демократии" и пригласить около тысячи человек на церемонию, организованную в одном из внутренних двориков президентского дворца.
Большинство этих людей будут составлять сторонники правительства Народного единства и того, кто пожертвовал жизнью ради своих идей - Сальвадора Альенде. Те же, кто считает его главным виновником политического и экономического хаоса, наступившего в стране в начале 70-х годов, естественно, не будут воздавать ему посмертные почести. Ибо и тридцать лет спустя личность покойного президента продолжает вносить раскол в чилийские политические круги.
Правая оппозиция, на протяжении 17 лет неизменно поддерживавшая диктатуру, представляет его как безответственного человека, который своей программой экономических и социальных реформ толкал страну к гражданской войне. Однако ее представители в парламенте воздержались от каких бы то ни было демаршей, способных, по их мнению, превратить этого человека в "мученика демократии". Как это сделала палата депутатов во главе с социалисткой Изабель Альенде, младшей дочерью покойного президента, почтившая его память на минувшей неделе.
В отличие от прошлых лет представители оппозиции не используют памятную дату, чтобы выразить приверженность своему духовному отцу - Аугусто Пиночету. После ареста бывшего диктатора в Лондоне в октябре 1998 года они постепенно отмежевались от него. И было из-за чего. Они уже не могли отрицать или игнорировать те нарушения прав человека со стороны военного режима, за которые бывшего диктатора преследовали за границей. И им пришлось смириться с тем, что крупнейшие СМИ страны, идеологически принадлежащие к правому лагерю, в конце концов также стали распространять сведения об этом, формируя тем самым другой образ военного режима.
Пять лет спустя последствия этого процесса видны во всех газетных киосках чилийской столицы. Киоски пестрят специальными выпусками или приложениями, посвященными тридцатой годовщине переворота - и преступлениям, совершенным в годы диктатуры. Не остается в долгу и телевидение: по всем каналам идут многочисленные репортажи на ту же тему. Этот информационный бум, наблюдающийся впервые после восстановления демократии в Чили в 1990 году, знаменует собой некий поворот. Впервые создается впечатление, что страна наконец созрела для того, чтобы взглянуть в глаза своему прошлому. И, как отмечает социолог Манужэль Антонио Гарретон на страницах еженедельника Siete+7, "на этот раз тему диктует само общество".
На протяжении многих лет власти призывали страну во имя национального примирения "перевернуть страницу" и смотреть в будущее, не сосредотачиваясь на сюжетах, раскалывающих общество. Правосудию в этом процессе отводилась лишь минимальная роль. Между тем осуждение главных виновников зверств, совершенных при диктатуре, сегодня необходимо как никогда.
Предание преступников в руки правосудия в очередной раз станет одним из главных требований манифестантов, которые соберутся сегодня у дворца Ла Монеда и в центре Сантьяго. В колонах демонстрантов, конечно, будут склонять и имя Аугусто Пиночета. 87-летний бывший диктатор держится в стороне от всей этой шумихи. Освобожденный из-под стражи без суда в июле 2002 года, он спокойно живет на пенсии: Верховный суд счел, что он страдает психическим расстройством, а потому не может быть подвергнут судебному преследованию. 30-ю годовщину переворота он будет отмечать в одной из своих резиденций на берегу Тихого океана в 120 км от чилийской столицы, в окружении родственников и некоторых бывших соратников.