Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
11 сентября 2006 г.

Джим Хоугленд | The Washington Post

Правила по Путину

То, что Владимир Путин сделал с некогда бурной политической ареной России, теперь он хочет сделать со столь же неустойчивыми энергетическими рынками: сделать их стабильными и мирными, как кладбище.

Эти грандиозные амбиции живо, хотя и не напрямую, прослеживаются в деталях концепции "энергетической безопасности", которую президент Путин представил мировым лидерам в июле на саммите "большой восьмерки" в России. Путин хочет, чтобы рынки были основаны на долгосрочных контрактах, гарантирующих не только адекватные поставки (нефти и газа из России), но и устойчивый спрос (со стороны потребителей, готовых платить фиксированные цены, утвержденные на десятилетия).

Его коллеги-лидеры вежливо его слушали, но не проявили желания поддержать идею, которая могла бы показаться донкихотской, если бы ее высказал кто-то другой. Учитывая, каким был год для Путина, никто не хочет ставить на то, что он потерпит неудачу в своих великих планах.

Он сокрушил полную жизни внутреннюю оппозицию, которая процветала при Борисе Ельцине. С рейтингом поддержки в 70% он обладает властью, чтобы назначить себе преемника. Он установил контроль над потоком нефтедолларов, текущим в Россию. И, вероятно, к еще большему своему удовольствию, он стал свидетелем того, как политическая революция, развернувшаяся у границ России, пошла на убыль, так как среди реформаторов, свершивших на Украине "оранжевую революцию", произошел раскол, а его недемократические союзники в Белоруссии с легкостью были переизбраны на выборах.

В субботу стойкий бывший подполковник КГБ сохранял бодрость, подвергшись своеобразной ежегодной "политической проверке", в которой принимали участие около 40 американских, европейских и азиатских политологов и ученых на даче Путина в пригороде Москвы. Он отвечал на вопросы между переменами блюд, в числе которых были карпаччо из осьминогов, запеченный морской окунь и фиги с йогуртовым шербетом, приготовленные итальянским шеф-поваром и сопровождавшиеся непритязательным pinot grigio урожая 2005 года.

Самым ярким признаком того, что с момента последней встречи, год назад в Кремле, с этой организацией - дискуссионным клубом "Валдай" - фортуна широко улыбнулась Путину, стала его теплая похвала в адрес украинского президента Виктора Ющенко, которого он великодушно назвал "серьезным, ответственным" лидером. В сентябре прошлого года он обвинил Ющенко в попустительстве процветающей на Украине коррупции, в то же время намекая, что Запад содействует переворотам по всему бывшему Советскому Союзу.

Похвалу в свой адрес получил и президент Буш, которому была предложена аккуратно застрахованная оливковая ветвь по Ирану.

"Иран - это особый случай". Он расположен в "очень опасном районе", сказал Путин. Другие потенциально ядерные страны, такие как Бразилия или Южная Африка, не прописывают в своих конституциях "цели уничтожения другого государства", как, отметил он, поступил Иран в отношении Израиля.

"Иран должен отказаться от своих планов ядерного обогащения на своей территории", - продолжил он. На конкретный вопрос о том, поддержит ли Россия призыв США к санкциям, он отказался исключить их. Экономических наказаний по возможности нужно избегать и принимать решение только после дополнительных дискуссий между Ираном и шестисторонней группой, которая включает Россию и США. Однако замечания Путина, шедшие с синхронным переводом, придали веса сообщениям о том, что Москва согласилась поддержать символические санкции в том случае, если Иран останется непреклонным.

Однако Путин смягчается ненадолго. Он остается напряженным, сосредоточенным и временами становится раздражительным, даже когда жует карпаччо из осьминога (кстати, довольно вкусное). Его глаза загораются, когда тема беседы переходит на энергетические поставки и широкую инфраструктуру новых трубопроводов и месторождений, которые Россия намеревается разрабатывать в течение ближайшего десятилетия, чтобы стать доминирующим мировым экспортером энергии.

Путин и его помощники настаивают на том, что для оправданности инвестиций, требующихся для построения этой инфраструктуры, страны-потребители должны начать подписывать с Россией договоры сроком на 20-30 лет, чтобы избежать циклов бума и спада цен на нефть и природный газ, которые были типичны для прошедших трех десятков лет.

"Мы имеем огромный потенциал в энергетике. Не все принимают во внимание этот потенциал", - заявил президент России, сделав язвительный выпад в адрес Европейского союза, который пререкается с Россией по поводу поставок природного газа. "Однако это не их ресурсы. Это ресурсы России", которые должны разрабатываться "по четким правилам игры".

Выслушав вопрос британского политолога Энтони Гидденса о том, какие стремительные изменения могут внести технологии в энергетические поставки из-за глобального потепления в этот временной отрезок, Путин отклонил его: "Стабильность - вот что нужно мировой экономике... стать более предсказуемой".

На его взгляд, то же самое верно в отношении политического будущего России. Путин вновь пообещал не менять конституцию ради возможности избираться на третий срок после 2008 года. "Общественное мнение хочет иметь страну, которая будет стабильной, а стабильность не обеспечивается одним человеком", - заявил он. Вместо этого она обеспечивается выполнением правил Москвы.

Источник: The Washington Post


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru