Недавно произошли два символических события, которые таят в себе опасность разжигания насилия в соседствующих кавказских республиках, и без того имеющих напряженные отношения, пишет The New York Times.
31 августа в Баку вернулся "убийца с топором" Рамиль Сафаров, в 2004 году зарубивший армянского офицера Гургена Маргаряна, обучавшегося вместе с ним в рамках программы НАТО "Партнерство ради мира".
Венгерское правительство передало заключенного Азербайджану при условии, что он проведет остаток жизни за решеткой в родной стране. Но сразу же по прибытии в Баку он был помилован президентом Ильхамом Алиевым, который воздал ему всевозможные почести, сообщает автор статьи.
Этот единственный акт может отменить все усилия дипломатов и активистов, многие годы пытающихся работать в направлении взаимного доверия между армянами и азербайджанцами, без которого любое мирное урегулирование Карабахского конфликта будет несбыточной мечтой, говорится в статье.
Проблему усугубил менее важный, но все же показательный жест: американский посол в Азербайджане возложил венок к статуе Гейдара Алиева в центре Баку, тем самым послав, по мнению автора, два ложных сигнала: что США, очевидно, поддерживают диктатуру и что каспийская нефть, доступ к Центральной Азии и сдерживание Ирана для них "важнее таких мелочей, как права человека".
Автор статьи считает, что кавказским лидерам стоило бы последовать примеру Вилли Брандта и Владимира Путина, преклонивших колени перед памятниками Героям гетто в Варшаве и расстрелянным в Катыни польским офицерам соответственно. Но, по его мнению, ждать этого придется еще долго.