Вчера курдские войска захватили Киркук, нефтяную столицу северного Ирака, что было радостно отпраздновано на улицах. На севере Ирака Киркук пал первым, но его взятие курдами может стать причиной вторжения турецкой армии. Вчера вечером Турция поспешно отправила в город военных советников, чтобы обеспечить вывод курдских сил, а Белый дом попытался заверить Анкару в том, что контроль останется в руках американцев.
Курдские лидеры заявили, что их бойцы вошли в город, чтобы прекратить разгул мародерства, начавшийся за несколько часов до этого, после ухода иракской армии. Но продвижение курдов, похоже, нарушает соглашение с Турцией о том, что курдские войска не будут брать Киркук, который курды считают своей законной столицей и откуда их изгнал Саддам Хусейн.
Курдские командиры заявили, что выведут свои войска и передадут город союзникам. Но они уже назначили собственного губернатора, а из этого следует, что они намерены сохранить административный контроль над городом.
Вчера было мало признаков того, что тысячи солдат, из которых состоят объединенные силы Демократической партии Курдистана и Патриотического союза Курдистана, так уж стараются остановить мародерство. За какие-то пять минут я стал свидетелем, как курды украли пожарную машину, молотилку и автобус авиакомпании Iraqi Airways. Мимо проезжали другие машины, груженные матрасами и стульями, украденными из брошенных иракских военных лагерей и офисов.
Курдские партии утверждают, что они координировали захват Киркука с США, но на улицах города и на нефтяном месторождении к западу от него было видно очень мало американских солдат. В Вашингтоне Пентагон заявил, что курдских бойцов, когда те вошли в город, сопровождали американские спецназовцы.
Первые сообщения о внезапной атаке Киркука курдами появились вчера около полудня. Ночью, после сильной американской бомбардировки, они взяли Махмур, небольшой городок к западу от Киркука. Когда мы ехали в сторону Киркука, пешмерга (курдские партизаны) поначалу не были уверены, что город взят. Деревни арабских поселенцев, которые в течение последних 20 лет вытесняли курдов из региона, опустели - мы видели лишь нескольких уток и бродячих собак. Только когда мы приблизились к нефтяным месторождениям, стало ясно, что Киркук взяли. "Все кончено, дорога в Киркук открыта", ? сказал встречный водитель.
На дороге, пролегающей через территорию месторождений, стоят небольшие серые укрепления, напоминающие маленькие средневековые замки, но иракская армия их бросила. Вскоре дорогу заполонили грузовики с награбленным имуществом, которое, по большей части, не представляет значительной ценности, как, например, стулья и шкафы для хранения документов. Мародеры не останавливались даже для того, чтобы уничтожать портреты Саддама Хусейна, установленные вдоль дороги.
К моменту, когда мы добрались до центра, там раздавались лишь беспорядочные пулеметные очереди. На улицах курды, казалось, удивлялись тому, с какой скоростью бежала иракская армия, а курды вошли в город. "В 8 утра я шел на работу и слышал, как B-52 бомбит вершину горы, ? рассказывал, стоя на улице среди запертых магазинов, Ахмед Расул. ? После этого баасисты и военные побежали, и вдруг я увидел пешмерга".
Беженцы, давно изгнанные из Киркука, уже узнали новости и вернулись. Махмуд Хасан сказал: "Я 27 лет работал учителем в этом городе, но в 1998 году был вынужден уехать. Одного из моих братьев в 80-х годах посадили в тюрьму, и он до сих пор считается пропавшим без вести".
В офисе Патриотического союза Курдистана (ПСК), возле которого человек пытался разбить прикладом винтовки выложенный из плитки портрет Саддама Хусейна, раздавали пропуска для свободного прохода по улицам людям, перепуганным из-за своего членства в партии Баас или связей с иракскими властями. Спокойная деловитость, с которой это делалось, свидетельствовала о том, что курды тщательно готовились к взятию Киркука в течение предшествующих недель, хотя представитель ПСК Рабар Ариф заявил: "Нам только в 11 утра приказали войти в Киркук и помочь восстановить порядок".
Он согласился с тем, что курды, возможно, выходят за рамки программы, согласованной с американцами. Но реальность такова, и мы должны ее принять, сказал Ариф, и все этнические группы ? курды, тюрки, арабы ? могут чувствовать себя в безопасности. "Арабские поселенцы, которые пришли с иракскими властями, уже ушли. Остальные арабы остались", ? заявил он.
Тюрки, крупное этническое меньшинство в Киркуке, похоже, были не так уверены в будущем. В офисе нового курдского губернатора тюрк, профессор гражданского машиностроения Махмуд Махмуд, указав на своего знакомого, сказал, что у того только что отобрали две машины под дулом автомата. "Мы удивлены тем, что случилось. Мы не ожидали, что в город войдут курды. Мы думали, что придут только американцы". Американский офицер с встревоженным выражением лица, один из немногих, встреченных нами в городе, сказал, что с ним поговорит его командир.
Разговор с профессором Махмудом услышал курдский офицер, который заявил, что хочет поговорить с нами. Оказалось, что это Павел Талабани, сын лидера ПСК Джалала Талабани, эксперт ПСК по борьбе с терроризмом. Он сообщил, что мародерство полностью взято под контроль и объяснил неожиданное вступление курдов в город. "Мы пришли, чтобы контролировать ситуацию, ? сказал он. ? Здесь будет американское присутствие, мы рассчитываем вывести часть наших людей в течение 45 минут".
Возле губернаторского офиса кружили тысячи курдских солдат, и не было никаких признаков того, что они уходят. Губернатора ПСК Разгара Хамаджана обещание уйти, похоже, привело в некоторое замешательство, и он сказал: "У меня нет никаких инструкций, касающихся вывода".
На дороге, ведущей из Киркука, образовалась пробка из машин, многие из которых были нагружены краденым. Они пытались вернуться в Арбил и Сулейманию, расположенные в контролируемой курдами части иракского Курдистана. Пешмерга предпринимали тщетные попытки обыска мародеров. Когда двое из них сделали большому желтому бульдозеру знак съехать на обочину и встали перед ним, водитель просто давил на акселератор до тех пор, пока они - в последнюю секунду - не отскочили в сторону, чтобы избежать гибели под огромными колесами машины.