Лондонский культурный центр "Барбикан" был вынужден отменить концерт российского пианиста Григория Соколова из-за новых правил выдачи виз, требующих, чтобы граждане стран, не входящих в ЕС, сдавали отпечатки пальцев.
57-летний Соколов 10 мая должен был выступить в этом лондонском концертном зале с программой из сонат Моцарта и Шопена, а затем дать концерт в мэрии Глазго. Но пианист больше не будет ездить в Великобританию, где регулярно выступал в течение последних 18 лет, так как не желает срывать свой рабочий график, дабы лично подать заявление на получение новой биометрической визы.
Соколов - российский гражданин, постоянно проживающий в итальянском городе Верона. Раньше заявления на визу за него подавали доверенные лица, но теперь Соколову сообщили, что ему придется лично приехать в Рим, чтобы сдать отпечатки пальцев.
В "Барбикане" озабочены тем, что изменения в визовом режиме могут отвратить и других музыкантов и артистов от гастролей в Великобритании.
Роберт Ван Лир, глава музыкального отдела "Барбикана", сказал: "Прежде Григорию Соколову всегда удавалось подавать заявления на выдачу визы заочно. Ему не требовалось куда-то являться лично. Речь идет о музыканте высочайшего класса. Свое время он тратит, по сути, всего на два дела: репетирует либо едет на гастроли и выступает с концертами".
Ван Лир добавил: "Даже если мы разрешим эту конкретную проблему, я не считаю, что этот метод годится для работы с музыкантами. Часто у нас выступают музыканты, которые неделями не бывают у себя на родине. Меня беспокоит, как мы будем работать с ними".
Соколов родился в Санкт-Петербурге, в то время называвшемся Ленинград, в 1950 году. Он учился в Ленинградской консерватории. Соколов привлек к себе внимание мира, победив на Международном конкурсе имени Чайковского в 1966 году, но его карьера на Западе началась лишь в конце 1980-х. За истекший период Соколов обзавелся преданными почитателями. Он известен широтой своего репертуара: исполняет, например, сочинения Уильяма Бёрда, Франсуа Куперена и Жана-Филиппа Рамо, как и композиторов, более соответствующих вкусам широкой общественности, - Бетховена и Шопена.
Пресс-атташе пианиста сказала: "Он ездил в Великобританию уже 18 лет и никогда раньше не сталкивался с проблемами. Вся процедура сделалась невероятно сложной и запутанной, она отнимает массу времени. Некоторые музыканты просто не могут мириться с подобным вмешательством в свою творческую деятельность. Для такого человека, как Соколов, который много лет прозябал за "железным занавесом" и очень поздно начал карьеру на Западе, человека, который пострадал от тогдашнего режима, столкновение с препятствиями для выступлений в стране, где он играл уже 18 лет, крайне огорчительно".
Официальный представитель Пограничного управления Великобритании сказал: "Визы с отпечатками пальцев - неотъемлемый элемент нашей работы по созданию прочного кордона на границах. На данный момент мы уже воспользовались отпечатками пальцев более чем 13 тысяч соискателей британской визы, чтобы сличить их с отпечатками лиц, которые значатся в базах данных иммиграционной службы и органов, ведающих предоставлением убежища, и это позволило нам выявить сотни мошенников, пользующихся чужими документами. Всякий, кому для въезда в Великобританию положено иметь биометрическую визу, должен сдать отпечатки пальцев".
Вскоре правила выдачи виз снова изменятся - будет введена так называемая "система на основе очков". Это усиливает беспокойство в связи с тем, что стоимость британской визы окажется непомерной для исполнителей классической музыки, так как их гонорары часто невысоки. Этолл Суэйнстон-Харрисон из Международной ассоциации импрессарио отмечает: "Нас тревожит то, что в сфере классической музыки многие выступления оплачиваются невысоко. Если учесть стоимость виз, то ездить в Великобританию станет слишком накладно". Ассоциация ратует за продление срока действия виз с одного до двух лет, дабы расходы сократились.
Также по теме:
Отсутствие музыкального слуха (The Independent)