"Армия Киева наступает на позиции, сегодня бомбардировки усилились, и, когда мы пошли на учебные стрельбы в лес за городом, нам пришлось вернуться назад. Не знаю, сколько мы еще продержимся", - рассказал в телефонном интервью El Mundo 22-летний Анхель. "Он рискует жизнью за свою идеологию, отраженную в татуировках на его боку: справа Ленин, слева Сталин", - комментирует журналист Альберто Отеро. Раньше Анхель мечтал поехать на Кубу, но сменил эту мечту на "борьбу против фашизма" (кавычки автора).
Два испанца - "Анхель Аррибас Матео из Картахены и Рафаэль Муньос Перес из Астурии присоединились к ополчению, которое официальный Киев считает самым яростным и кровавым, - пророссийским силам из батальона "Восток", который также специализируется на уничтожении самолетов-истребителей. Они воюют за федеративное государство Новороссия, конфедерацию самопровозглашенных ДНР и ЛНР", - говорится в статье. По словам автора, испанцы, хотя у них нет военного опыта, воодушевлены. Они тренируются в стрельбе, а также изготовили знамя Второй испанской республики (существовала в 1931-1939 годах, Франко развязал против нее гражданскую войну и выиграл. - Прим. ред.) с надписью "Но пасаран"".
"Одесская трагедия, в которой погибли более 40 человек, стала для Анхеля переломным моментом в жизни", - пишет Альберто Отеро. "Мне было невыносимо видеть это варварство и чувствовать, что я ничего не могу сделать. Случись это в Испании, я мог бы стать одной из жертв", - сказал он в интервью. Анхель поехал на Украину на деньги, которые копил, чтобы отправиться искать работу в Великобритании. "До того, как вступить в молодежное крыло Компартии народов Испании (PCPE), он был членом молодежного крыла Компартии Испании (PCE), части Объединенных левых. Активистом этой коалиции был Рафаэль, соцработник и профессиональный спасатель", - говорится в статье. Рафаэль решил отправиться на войну еще раньше: "Из Испании ничего нельзя было сделать, и я подумал, что там пригодятся мои знания в плане первой помощи". Анхель и Рафаэль вступили в контакт в соцсетях и 23 июля вылетели на Украину.
На железнодорожном вокзале в Киеве их задержал контролер. "Тут же появились спецслужбы, вооруженные автоматами. Нас разлучили и затолкали в разные вагоны, - вспоминает Анхель. - Мы сильно перепугались, на нас кричали и снова и снова повторяли одни и те же вопросы по-английски: "Как тебя зовут?", "Зачем вы едете на восток?", "Какие у вас планы?" В итоге испанцы были вынуждены "подписать некий документ, который сделает их преступниками в случае возвращения на Украину", как выражается газета. Их отпустили, пригрозив: "Если вернетесь на Украину, мы вас расстреляем".
До Ясиноватой испанцы добрались без приключений.
Ополченцы пожали им руки с криком "Но пасаран!" выделили им отдельную комнату рядом с комнатой командира. "С нами обходятся по-королевски, почти ничего не дают нам делать, оплачивают нам все, что нужно. Один заместитель командира даже хочет выдать за меня замуж свою дочь, а ей 12 лет!" - поведал Анхель.
По утрам испанцы вместе с другими слушают доклад о боевой обстановке. Но они пока почти ничего не понимают, так как не знают языка. "Они знают только прозвище своего командира, которого называют Dusman. Он внимательно выслушивает соображения бывших водопроводчиков, электриков и учителей, которые теперь взялись за оружие. Их возраст - от 20 до 60 лет", - говорится в статье.
"Анхель и Рафаэль не участвовали в боях, но они заранее знали, куда едут. Они готовятся к боям на учебных стрельбах", - говорится в статье. "Я никогда не думал, что могу взять в руки оружие, но мы находимся в зоне конфликта и должны уметь защищаться", - говорит Рафаэль. Анхель тоже никогда раньше не думал, что вооружится, но он заявляет: "Я пойду в бой, если это понадобится, чтобы защитить этот народ от фашистских мерзавцев". По мнению автора, испанцев берегут: им выдали современные "калашниковы", тогда как многие из их товарищей вооружены "отреставрированным оружием времен Второй мировой".
Какая обстановка в Донецке? "Нет полиции, однако нет никаких проблем. Я коммунист, но, если это анархизм, я сменю партию", - шутит Анхель.
"Вы будете воевать до конца, или у вас есть какой-то план на случай, если ситуация ухудшится?" - спросили журналисты.
"Даже не знаю, что сказать. Мы сознавали, на какой риск идем. Наверно, если оборона не выдержит, мы оба поймем, что не собираемся жертвовать здесь собой. Если мы увидим, что все пропало или если в городе не останется гражданского населения, мы уйдем", - говорит Рафаэль.
Но Анхель добавляет: "Если бы мы выиграли войну, я бы остался здесь жить... Нам предложили даже жилье и личную машину".
Газета комментирует, что эта мечта вряд ли сбудется: украинская армия берет город в кольцо, бомбы падают уже в центре Донецка, а не в окраинных районах.