Тектонический сдвиг в российской политике, который произошел в прошлое воскресенье на выборах в российский парламент, сделает Россию более вспыльчивой с дипломатической точки зрения и менее дружелюбной по отношению к иностранным инвестициям.
На выборах оказалось три победителя и два проигравших. Самым крупным победителем стал президент Владимир Путин. Его партия "Единая Россия" получила 37% голосов, и вместе с другими союзниками она, возможно, будет контролировать две трети Думы - такое большинство необходимо для изменения конституции, включая продление срока пребывания президента у власти.
Отношения с Западом и место Путина в истории будут зависеть от того, насколько сбалансировано и рассудительно он будет пользоваться своей новообретенной поддержкой и популярностью в парламенте. Успех или провал России зависит от того, будет ли Путин противостоять опасному национализму и популистскому социализму своих приспешников.
"Единая Россия" нажила свой капитал за счет трех основных факторов: исключительной популярности Путина, доходящей до 78%, если верить опросу общественного мнения Международного республиканского института; борьбы с коррупцией, развернутой министром внутренних дел Борисом Грызловым (лидером "Единой России", возможным спикером Госдумы или премьер-министром); и наконец, за счет ареста миллионера Михаила Ходорковского. Большинство россиян считают олигархов коррумпированными ворами, далекими от нищих масс и борющегося за выживание среднего класса.
Второй и третий победители - это, соответственно, социалистическо-националистический новичок "Родина" и либерал-демократы демагога Владимира Жириновского. "Родина", возглавляемая бывшим гуру коммунистов в вопросах экономики Сергеем Глазьевым и бывшим председателем комитета Думы по международным делам Дмитрием Рогозиным, получила 9% голосов. Цели "Родины" - национализация внутри страны и национализм за рубежом, высокие налоги и зарубежные авантюры - верный рецепт невыполнения заявленной Путиным цели удвоения ВВП к 2010 году. Экономисты-реформисты в Кремле морщатся от омерзения.
Блок "Родина" стал детищем хитрых консультантов Кремля, которые поставили перед собой задачу украсть голоса у гериатрической (и шовинистической) компартии. Они преуспели - даже слишком. Однако, подобно доктору Франкенштейну, Кремль испугался своего собственного создания. Высокопоставленные правительственные чиновники признают, что они не в состоянии контролировать Глазьева и что молодая и агрессивная команда "Родины" в Думе будет непредсказуема и заставит замолчать коммунистов, которые так и не научились играть в конкурентную политику.
Жириновский, третий победитель, удвоил свои голоса до 11,6%. До выборов он принял участие в очередной транслировавшейся по телевидению драке и заявил, что вопрос о Чечне вообще не должен обсуждаться в СМИ. Вместо этого он предложил отправить в чеченские поселки эскадроны смерти. Сегодня, когда террористы-самоубийцы взрывают московских граждан практически еженедельно, к финишу первыми приходят крутые парни.
Проигравшими оказались, во-первых, демократические силы и, во-вторых, бизнес-сообщество. Союз правых сил, правоцентристская партия, и "Яблоко", леволиберальная партия, не смогли создать жизнеспособной партийной структуры в 89 регионах России. Они не выдвинули никаких новых идей, отвечающих потребностям избирателей. Потерянные ими голоса отошли к путинской "Единой России", "Родине" и апатичному электорату. Явка избирателей составила 54% - на 8% меньше, чем в 1999 году, когда "Яблоко" и СПС прошли в Думу в последний раз.
После того как Путин открыто благословил "Единую Россию" и, в некоторой степени, "Родину" и по его стопам пошло подконтрольное государству телевидение, почва под ногами демократов зашаталась. И "Яблоко", и СПС изображались как прозападные и недостаточно русские партии. Правоцентристские политики выставлялись богачами, испорченными деньгами и оторвавшимися от каждодневных бед простых россиян.
Свою лепту внесло и то, что фактическим лидером правоцентристов выступал Анатолий Чубайс, крайне непопулярный бывший самодержец приватизации. Кроме того, в поддержку либеральных сил выступали ненавистные народу магнаты, и поэтому либералов посчитали марионетками олигархов.
По мере укрепления пропутинских сил бизнес-сообщество слабело. Как заявил член российского кабинета министров, крупный бизнес должен забыть о том, чтобы диктовать Думе законодательную программу, как он делал в это "бурные 90-е". Спустя два дня после выборов Путин подписал новый закон, который навязывает новые экспортные энергетические тарифы.
Администрация Буша стратегически заинтересована в продолжении диалога с российским президентом, правительством и народом. Однако она должна установить баланс между защитой демократии, сотрудничеством в глобальной войне с терроризмом, развитием энергетических ресурсов России и поддержанием иностранных инвестиций.
Чтобы достичь этих целей, администрация должна выразить поддержку демократическим силам России. Белый дом был совершенно прав, одобрив заявление ОБСЕ, в состав которой входят и США. В заявлении ОБСЕ выборы в России были названы "несправедливыми", а также подверглось критике использование правительством подконтрольных ему телеканалов.
Но предстоит пойти дальше. Должны быть расширены программы обмена с Россией, должна быть обеспечена поддержка демократических неправительственных организаций, независимых СМИ и нарождающихся сил свободы - через Национальный фонд демократии, Международный республиканский институт и частные фонды.
Президент Буш должен прямо дать понять Путину: если Россия хочет продолжить интеграцию в западные структуры, такие как "большая восьмерка" и ОБСЕ, она должна следовать западным политическим моделям и соблюдать законы.
Наконец, Вашингтон обязан предупредить Москву, что дальнейшее вмешательство исполнительной власти в систему судопроизводства, приводящее к внесудебному уничтожению крупных экономических игроков в России, может вылиться в сокращение иностранных инвестиций, что помешает выполнению заявленной Путиным цели удвоения ВВП к 2010 году.
Россия проснулась с Думой, которая стала более националистической и менее демократической, чем прежде, между тем как в интересах всех и каждого, чтобы Россия стремилась к формированию гражданского общества и свободного рынка в условиях политической свободы. США и их западные партнеры не должны откладывать дело в долгий ящик и обязаны напомнить об этом Москве.